Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 12.02.2004 N А12-8323/03-45 Процедура, общие условия и другие вопросы привлечения к ответственности за нарушение пенсионного законодательства регулируются Налоговым кодексом.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 12 февраля 2004 года Дело N А 12-8323/03-45“

(извлечение)

Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда по г. Камышину и Камышинскому району Волгоградской области (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к Индивидуальному предпринимателю без образования юридического лица Ф.И.О. о взыскании 481 руб. 70 коп. финансовых санкций за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, в соответствии со ст. 17 Федерального закона “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“.

Решением от 21 июля 2003 г. в иске
отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 17 сентября 2003 г. решение оставлено без изменения.

Суд исходил из того, что Селезневым А.И. были нарушены сроки представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, установленные ст. 11 Федерального закона Российской Федерации от 01.04.96 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“, так как необходимые сведения были представлены в управление 14.03.2003, однако он привлечен к ответственности с нарушением порядка, установленного ст. ст. 101, 108 Налогового кодекса Российской Федерации.

Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 21.07.2003 и Постановление апелляционной инстанции от 17.09.2003 и взыскать с Селезнева А.И. финансовые санкции в размере 481 руб. 70 коп.

Кассационная жалоба мотивирована тем, что Налоговым кодексом Российской Федерации не регулируются правоотношения, связанные с представлением индивидуальных сведений о стаже и заработке в Пенсионный фонд.

Взыскание финансовых санкций за представление индивидуальных сведений о стаже и заработке в Пенсионный фонд не предусмотрено Налоговым кодексом, а следовательно, не относится к числу налоговых правонарушений, производство по которым определено ст. 101 Налогового кодекса, а предусмотрено ст. 11 Федерального закона “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования“ N 27-ФЗ от 25.10.2001.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Согласно ст. 17 Федерального закона “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования“ (с изменениями и дополнениями от 25.10.2001) за непредставление в установленные сроки сведений, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального
(персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, к страхователям, в том числе к физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10% причитающихся за отчетный год платежей. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Вина в совершении правонарушения Селезневым А.И. подтверждается материалами дела.

Согласно ст. 2 Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании“ законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, Федеральных законов “Об основах обязательного социального страхования“, “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“, “Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации“ и “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“, иных Федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.

Согласно ст. 9 Налогового кодекса Российской Федерации органы государственных внебюджетных фондов, к которым относится Пенсионный фонд, являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Таким образом, процедура, общие условия и другие вопросы привлечения к ответственности, установленные пенсионным законодательством, регулируются Налоговым кодексом Российской федерации.

Управление привлекло Селезнева А.И. к ответственности с нарушением правил, установленных главами 14 и 15 Налогового кодекса Российской Федерации, что свидетельствует о том, что решение, принятое соответствующим органом без учета этих норм, незаконно, поскольку в таком случае нарушаются права налогоплательщика (страхователя), предоставленные ему Налоговым кодексом Российской Федерации.

Суд установил, что принятие Управлением решения от 14.03.2003 N 817 состоялось без надлежащего уведомления Селезнева А.И. о времени и месте рассмотрения материалов дела о правонарушении.

Таким образом, не могут быть приняты во внимание доводы Управления, что взыскание
финансовых санкций за нарушение срока подачи индивидуальных сведений не относится к числу правонарушений, производство по которым урегулировано ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации.

При указанных обстоятельствах обжалуемые судебные акты приняты при правильном применении норм материального и процессуального права и оснований для их отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 21.07.2003 и Постановление апелляционной инстанции от 17.09.2003 Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А 12-8323/03-45 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает и силу с момента его принятия.