Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 13.01.2004 N А65-13614/03-СГ3-33 От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные Гражданским кодексом, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 13 января 2004 года Дело N А 65-13614/03-СГ3-33“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ново-Савиновскому району г. Казани Республики Татарстан

на решение от 18 сентября 2003 г. Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А 65-13614/03-СГ3-33

по заявлению Комитета по управлению коммунальным имуществом Администрации г. Казани, г. Казань, к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ново-Савиновскому району г. Казани Республики Татарстан, г. Казань, при участии заинтересованного лица - Коммунального
(муниципального) учреждения “Городской центр социальной помощи семье и детям “Гаилэ“, г. Казань, - о признании недействительным отказа в регистрации и обязании зарегистрировать изменения, вносимые в учредительные документы,

УСТАНОВИЛ:

Решением от 18.09.2003 Арбитражного суда Республики Татарстан удовлетворено заявление Комитета по управлению коммунальным имуществом Администрации г. Казани к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ново-Савиновскому району г. Казани о признании недействительным отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица - Коммунального (муниципального) учреждения “Городской центр социальной помощи семье и детям “Гаилэ“; суд обязал Инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ново-Савиновскому району г. Казани зарегистрировать изменения в учредительные документы в связи со сменой наименования Коммунального (муниципального) учреждения “Городской центр социальной помощи семье и детям “Гаилэ“ на Муниципальное учреждение “Городской центр социальной помощи семье и детям “Гаилэ“.

При этом суд первой инстанции исходил из того, что распоряжение N 93р от 16.01.2003 Комитета по управлению коммунальным имуществом Администрации г. Казани “О Муниципальном учреждении “Городской центр социальной помощи семье и детям “Гаилэ“ вынесено правомерно, а ссылки ответчика на отсутствие решения о внесении изменений в учредительные документы не соответствуют действующему законодательству.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялась.

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ново-Савиновскому району г. Казани (далее - Налоговая инспекция) в кассационной жалобе просит решение отменить как принятое с нарушением норм материального права и принять новый судебный акт по делу.

Заявитель кассационной жалобы считает, что судом первой инстанции Комитет по управлению коммунальным имуществом Администрации г. Казани неправомерно признан органом, уполномоченным на внесение изменений в учредительные документы,
поскольку Постановлением Конституционного Суда Республики Татарстан от 15.10.2002 N 7-П установлено, что “имущество, находящееся ранее в коммунальной собственности, в силу своей правовой природы продолжает оставаться в государственной собственности Республики Татарстан до момента его передачи в установленном порядке субъектам муниципальной собственности“.

Проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.

Как следует из материалов дела, Налоговой инспекцией 12.02.2003 вынесено решение об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Муниципального учреждения “Городской центр социальной помощи семье и детям “Гаилэ“ по мотиву отсутствия среди представленных документов решения о внесении изменений в учредительные документы.

Вместе с тем, согласно распоряжению Комитета по управлению коммунальным имуществом Администрации г. Казани N 93р от 16.01.2003, полномочия учредителя Муниципального учреждения “Городской центр социальной помощи семье и детям “Гаилэ“ принял на себя Комитет по управлению коммунальным имуществом Администрации г. Казани.

В соответствии с уставом Коммунального (муниципального) учреждения “Городской центр социальной помощи семье и детям “Гаилэ“ (далее - Центр) оно зарегистрировано 06.03.2001. Коммунальное имущество было закреплено за ним на праве оперативного управления, что подтверждено также договором N 1/2 от 31.03.2003.

Отказывая в регистрации изменений, внесенных в учредительные документы “Центра“, Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ново-Савиновскому району г. Казани фактически сделала вывод об отсутствии у Комитета по управлению коммунальным имуществом Администрации г. Казани полномочий по распоряжению имуществом, ранее находящимся в коммунальной собственности.

Данные выводы правомерно признаны судом первой инстанции необоснованными.

В соответствии со ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими
действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в п. 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно п. 2 ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальной собственностью признается имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. Пунктом 2 указанной статьи - права собственника от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной соответствующими актами.

Вероятно, следует читать: “Согласно п. 1 ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации...“.

Комитет по управлению коммунальным имуществом Администрации г. Казани является органом, уполномоченным собственником муниципального имущества на управление муниципальной собственностью на основании решения сессии Казанского городского совета народных депутатов N 7-20с от 22.12.94 “Об имуществе г. Казани“. Данным решением истцу с 01.01.95 поручено осуществлять полномочия собственника в отношении имущества муниципального образования - г. Казани, что соответствует действующему законодательству.

Следовательно, судом первой инстанции обоснованно сделаны выводы о том, что Комитету по управлению коммунальным имуществом Администрации г. Казани предоставлено право осуществлять полномочия собственника имущества г. Казани, в том числе выступать учредителем и делегировать полномочия по созданию предприятий, учреждений, организаций.

Кроме того, вступившим в законную силу решением Верховного суда Республики Татарстан от 18.12.2000 по делу N Зп-196/2000 установлено, что в Республике Татарстан муниципальная собственность отождествлена с коммунальной собственностью, и данное обстоятельство имеет преюдициальное значение в силу ч. 3 ст. 69 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации (ч. 3 ст. 58 АПК РФ 1995 г.).

Таким образом, Комитет по управлению коммунальным имуществом Администрации г. Казани правомерно принял распоряжение N 93р от 16.01.2003 “О Муниципальном учреждении “Городской центр социальной помощи семье и детям “Гаилэ“, которое является законным решением о внесении изменений в учредительные документы юридического лица и которое было представлено “Центром“ в числе других документов, необходимых - согласно ст. 17 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц“ - для регистрации вносимых изменений в учредительные документы “Центра“.

При таких обстоятельствах считать правомерным решение от 12.02.2003 Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ново-Савиновскому району г. Казани об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы “Центра“ оснований не имеется.

Доводы кассационной жалобы не являются основанием для отмены законного и обоснованного решения, основанного на правильном применении норм материального и процессуального права.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 18.09.2003 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А 65-13614/03-СГ3-33 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.