Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 24.09.2004 N А82-6468/2003-29 Материалами дела подтверждено, что истец использовал сумму средств федерального бюджета на цели, соответствующие условиям их получения, следовательно, привлечение его к ответственности за нецелевое использование бюджетных средств неправомерно.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 24 сентября 2004 года Дело N А82-6468/2003-29“

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Евтеевой М.Ю., судей Башевой Н.Ю., Масловой О.П., без участия представителей сторон, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Ярославской области на решение от 05.03.2004 и постановление апелляционной инстанции от 05.07.2004 по делу N А82-6468/2003-29 Арбитражного суда Ярославской области, принятые судьями Сурововой М.В., Петуховой Т.И., Гошиной Н.Н., Митрофановой Г.П., по заявлению федерального государственного унитарного предприятия - Центральной базы Управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Ярославской области к Управлению
федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Ярославской области о признании недействительным постановления и

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное унитарное предприятие - Центральная база Управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Ярославской области (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Управлению федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Ярославской области (далее - Управление) о признании недействительным постановления от 15.09.2003 N 2 о списании 28095 рублей, использованных не по целевому назначению.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Отделение федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по городу Ярославлю (далее - Отделение).

Решением от 05.03.2004 заявленное требование удовлетворено.

Постановлением апелляционной инстанции от 05.07.2004 указанное решение оставлено без изменения.

Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель считает, что суд неправильно применил статьи 38, 223, 238, 250 и 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации. На его взгляд, расходование Предприятием средств федерального бюджета на восстановление собственных средств от внебюджетной деятельности, за счет которых руководителю произведены выплаты денежного содержания и компенсации взамен продовольственного пайка, является нецелевым использованием.

Предприятие отзыв на кассационную жалобу не представило.

Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили.

В судебном заседании объявлялся перерыв с 22.09.2004 до 24.09.2004 (статья 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Законность принятых Арбитражным судом Ярославской области решения и постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как видно из представленных в дело документов, Отделение провело проверку целевого использования Предприятием средств, поступивших из
федерального бюджета в 2001 году и первом полугодии 2002 года, результаты которой оформило актом от 05.09.2003. В ходе проверки, в частности, установлено, что в соответствии с пунктом 5.1.4 Инструкции по организационно-штатной работе в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом от 19.12.2001 N 248, и приказом Управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Ярославской области от 10.04.2002 N 49 должность начальника Центральной базы переведена с источника содержания “Смета доходов и расходов внебюджетной деятельности“ на источник “Смета доходов и расходов уголовно-исполнительной системы“. В период с апреля по октябрь 2002 года денежное содержание и компенсации взамен продовольственного пайка в сумме 28095 рублей были выплачены руководителю Предприятия за счет средств от внебюджетной деятельности. При поступлении в 4-м квартале 2002 года бюджетного финансирования по кодам экономической классификации 110120 “Денежное довольствие военнослужащих“ и 130330 “Прочие трансферты населению“ указанная сумма направлена на восстановление денежных средств от внебюджетной деятельности. Указанное обстоятельство расценено проверяющими как нецелевое использование средств федерального бюджета (расчеты с кредиторами).

Рассмотрев материалы проверки, руководитель Управления федерального казначейства по Ярославской области вынес постановление от 15.09.2003 N 2 о списании (взыскании) денежных средств в сумме 28095 рублей в бесспорном порядке.

Предприятие не согласилось с данным постановлением и обжаловало его в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 238, 250 и 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, сделал вывод об отсутствии в действиях бюджетополучателя нецелевого расходования средств федерального бюджета.

К аналогичному выводу пришел и суд апелляционной инстанции.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения по следующим причинам.

Согласно статье 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее -
Кодекс) нецелевое использование бюджетных средств является основанием для применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства.

Нецелевое использование бюджетных средств - направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения (статья 289 Кодекса).

Представленные в дело документы свидетельствуют о том, что в связи с отсутствием бюджетного финансирования на выплату руководителю денежного содержания и компенсаций взамен продовольственного пайка указанные расходы были осуществлены Предприятием за счет средств от внебюджетной деятельности. При поступлении бюджетного финансирования в размере, определенном с учетом задолженности по этим выплатам, произведено замещение оспариваемой суммы денежных средств, причем в строгом соответствии с условиями их выделения.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции, всесторонне, полно и объективно исследовав представленные в дело документы, обоснованно признал постановление Управления от 05.09.2003 N 2 о списании денежных средств недействительным.

Нормы материального права применены Арбитражным судом Ярославской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями к отмене судебных актов, не установлено.

Вопрос о взыскании государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался в связи с освобождением заявителя от ее уплаты на основании пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации “О государственной пошлине“.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 05.03.2004 и постановление апелляционной инстанции от 05.07.2004 Арбитражного суда Ярославской области по делу N А82-6468/2003-29 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской
Федерации по Ярославской области - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

ЕВТЕЕВА М.Ю.

Судьи

БАШЕВА Н.Ю.

МАСЛОВА О.П.