Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 09.09.2004 N А29-2824/2004а Взыскание на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств республиканского бюджета регулируется республиканским законодательством.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 9 сентября 2004 года Дело N А29-2824/2004а“

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Апряткиной Г.С., судей Бабаева С.В., Павлова В.Ю., при участии представителя заявителя: Игнатович Ю.Ю., доверенность от 30.08.2004, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - общества с ограниченной ответственностью “Севергазпром“, г. Ухта, на решение от 21.05.2004 по делу N А29-2824/2004а Арбитражного суда Республики Коми, принятое судьей Князевой А.А., по заявлению ООО “Севергазпром“, г. Ухта, к Министерству финансов Республики Коми и к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды по Республике Коми, являющемуся третьим лицом, о признании недействительным ненормативного правового акта
ответчика и обязании его принять к исполнению исполнительный документ арбитражного суда и

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Северогазпром“ (далее - общество, ООО “Северогазпром“) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к Министерству финансов Республики Коми и Министерству природных ресурсов Республики Коми, являющемуся третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований, о признании недействительным ненормативного правового акта N 02-19/567 от 09.02.2004, принятого заместителем министра Министерства финансов республики Коми, и обязании его принять исполнительный лист N А29-6129/03-2э арбитражного суда к исполнению.

Требования заявления мотивированы тем, что Министерство финансов оспариваемым документом фактически отказалось от исполнения исполнительного документа, что противоречит требованиям Правил взыскания на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета (далее - Правила).

Аргументация ответчика сводится к тому, что финансирование расходов на воспроизводство минерально-сырьевой базы не может осуществляться до утверждения Правительством Республики Коми мероприятий по геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы за счет средств республиканского бюджета Республики Коми на 2004 год.

Решением по делу суд отказал в удовлетворении заявления, сославшись на отсутствие у Министерства финансов полномочий по исполнению исполнительного документа и указав, что Правила не распространяются на спорные отношения, где в качестве должника выступает получатель средств республиканского бюджета. Кроме того, суд сослался на то обстоятельство, что на момент принятия настоящего судебного акта на территории Республики Коми установлен специальный порядок для взыскания на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств республиканского бюджета, которым заявитель и должен воспользоваться.

В апелляционном порядке дело не рассматривалось.

ООО “Севергазпром“ считает состоявшийся судебный акт незаконным, настаивает на его отмене и удовлетворении заявления; оспаривает вывод суда о
том, что в Республике Коми установлен порядок, по которому возможно взыскание по исполнительным листам средств по денежным обязательствам получателей средств республиканского бюджета. Данный документ утвержден соглашением между Министерством финансов Республики Коми и Управлением федерального казначейства упомянутого министерства, которое не подпадает под понятие нормативно-правового акта, и вопреки требованиям постановления Правительства Республики Коми от 09.12.2002 документ не зарегистрирован в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Коми и не опубликован в СМИ. В связи с отсутствием на территории Республики Коми названного порядка, к спорным правоотношениям, согласно статье 6 Гражданского кодекса Российской Федерации, по аналогии закона должны применяться правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2001 N 143.

Заинтересованные лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени слушания кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. Отзывами жалобу отклонили за ее необоснованностью, сославшись на то, что с апреля 2004 в Республике Коми действуют соответствующие правила, которыми взыскателю и следует руководствоваться.

В заседании объявлялся перерыв до 15 часов 30 минут 09.09.2004 по статье 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми по данному делу проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Заслушав полномочного представителя взыскателя, изучив документы кассационного производства, третья инстанция не нашла оснований к отмене обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, во исполнение решения Арбитражного суда Республики Коми от 14.10.2003 по делу N А29-6129/03-2э ООО “Севергазпром“ выдан исполнительный лист на взыскание 5775635 рублей с Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми.

Должник является главным распорядителем и получателем средств республиканского
бюджета Республики Коми.

Исполнительный документ направлен взыскателем в орган федерального казначейства Министерства финансов Республики Коми, который возвратил ООО исполнительный лист в связи с отсутствием средств на счете должника, предложив ему направить исполнительный лист и другие необходимые материалы в Министерство финансов Республики Коми.

Письмом от 09.02.2004 Министерство финансов возвратило названный документ без исполнения. Правомерность действий государственного органа, облаченных в форму упомянутого письма, и является предметом заявления, направленного в суд.

Согласно статье 5 Федерального закона “Об исполнительном производстве“ в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования судебных актов и других органов о взыскании денежных средств исполняются налоговыми органами, банками и иными кредитными организациями, а также другими органами, организациями, должностными лицами и гражданами. В частности, взыскание на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета осуществляется в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2001 N 143.

На момент принятия Министерством финансов Республики Коми оспариваемого письма нормативный правовой акт, регулирующий исполнение исполнительных листов судебных органов о взыскании средств по денежным обязательствам получателей средств республиканского бюджета на территории Республики Коми, отсутствовал.

Следовательно, вывод суда о том, что Министерство финансов обоснованно не приняло к исполнению исполнительный лист судебного органа, является правомерным.

Довод подателя жалобы о применении к спорным правоотношениям по аналогии закона (статья 6 Гражданского кодекса Российской Федерации) Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2001 N 143, несостоятелен, ибо реализация прав взыскателей по взысканию денежных сумм с получателей средств республиканского бюджета возможна по республиканскому правовому акту - Правилам, утвержденным соглашением от 02.04.2004. При этом взыскатель не лишен возможности ставить вопрос о принудительном исполнении судебного акта.
Таким образом, правовое регулирование данного общественного отношения предусмотрено конкретной нормой гражданского права.

Не принимается во внимание и аргумент общества о законности республиканских правил, так как не были признаны судом недействительными и не составляли предмет заявленного требования.

Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

Расходы по государственной пошлине, согласно статьям 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 21.05.2004 по делу N А29-2824/2004а Арбитражного суда Республики Коми оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Севергазпром“ - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

АПРЯТКИНА Г.С.

Судьи

БАБАЕВ С.В.

ПАВЛОВ В.Ю.