Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 24.06.2004 N А31-6545/7 Арендная плата за пользование лесным фондом к налогам не относится и основания для начисления пеней у налогового органа отсутствовали.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 24 июня 2004 года Дело N А31-6545/7“

(извлечение)

Общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО, Общество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (далее - Инспекция, налоговый орган) по начислению и отражению на лицевом счете пени за просрочку оплаты арендной платы за пользование лесным фондом в сумме 351543 рублей.

Решением суда от 19.02.2004 заявленное требование удовлетворено.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Инспекция не согласилась с решением суда и обратилась в Федеральный арбитражный суд
Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить данный судебный акт и отказать Обществу в удовлетворении требования.

Заявитель жалобы считает, что суд неправильно истолковал положения статьи 20 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“, неправомерно не учел ссылки Инспекции на статью 8 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ “О федеральном бюджете на 2002 год“ и статью 7 Федерального закона от 24.12.2002 N 176-ФЗ “О федеральном бюджете на 2003 год“. По мнению налогового органа, платежи за пользование природными ресурсами, в том числе арендная плата, являются законно установленными налогами и за их несвоевременную уплату подлежат начислению пени.

ООО отзыв на кассационную жалобу не представило.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.

Законность принятого Арбитражным судом Костромской области решения проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, согласно акту сверки расчетов от 17.10.2003 N 23 по платежам в бюджет за период с 01.01.2003 по 17.10.2003 ООО с Инспекцией за Обществом числилась задолженность по пеням в сумме 351543 рублей за несвоевременное внесение арендной платы за пользование лесным фондом.

Полагая, что данная плата не является налоговым платежом, Общество обратилось в Инспекцию с просьбой уменьшить его задолженность на указанную выше сумму (письмо от 28.10.2003 N 537).

Инспекция отказала Обществу в уменьшении этой задолженности, указав на то, что арендная плата за пользование лесным фондом относится к налоговым доходам и за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начисляются пени
(письмо от 03.12.2003 N 6282/2003).

Посчитав действия налогового органа незаконными, Общество обратилось в Арбитражный суд с заявлением.

Арбитражный суд Костромской области, руководствуясь статьями 5, 22, 103, 105 Лесного кодекса Российской Федерации и статьями 3, 8, 12, 15, 17, 23, 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пришел к выводам о том, что арендная плата за пользование лесным фондом к налогам не относится и основания для начисления пеней у налогового органа отсутствуют. С учетом этого суд удовлетворил заявленное требование.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.

В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд округа проверяет правильность применения судом первой инстанции норм права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.

В рассматриваемом случае из жалобы заявителя следует, что спор по существу сводится к тому, является ли указанная плата налогом или нет и должны ли в связи с этим начисляться пени.

Понятие налога дано в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно: под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

В статьях 3, 7 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налог считается установленным лишь в том случае, когда определены все элементы налогообложения.

Согласно статьям 5, 22 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, возникающие при использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов как входящих, так и не входящих в лесной фонд, регулируются гражданским законодательством. К правам пользования участками
лесного фонда и правам пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, применяются положения гражданского законодательства и земельного законодательства Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом. При этом участки лесного фонда предоставляются гражданам и юридическим лицам в пользование на правах аренды.

В статье 105 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при аренде участков лесного фонда арендаторы вносят арендную плату. Размер арендной платы порядок, условия и сроки ее внесения определяются договором аренды участка лесного фонда.

Как свидетельствуют материалы настоящего дела, Островский лесхоз Костромского управления лесами и ООО 22.08.2001 заключили договор аренды N 1 участков лесного фонда, расположенных в Островском районе Костромской области, с целью заготовки древесины по главному пользованию в объеме 144,2 тысячи кубических метров в год.

Договор аренды зарегистрирован 12.09.2001 Костромским межрайонным филиалом Костромского областного регистрационного центра за N 44-01.15-95.2001-275 со сроком действия 7 лет.

По условиям договора размер арендной платы устанавливается ежегодно путем суммирования стоимости лесосек, отведенных в рубку в соответствии с Проектом организации рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства на арендуемом участке лесного фонда в объеме ежегодного расчетного размера пользования.

Арендная плата определяется на основе ставок платы за древесину, принятых органом власти Костромской области, с коэффициентом, повышающим размер арендной платы, по согласованию сторон, ежегодно оформляемому дополнительным соглашением к договору в зависимости от объема выполняемых лесохозяйственных работ арендатором и рыночного спроса на древесину.

В пункте 5.4 договора установлено, что арендные платежи с 2002 года осуществляются ежегодно путем перечисления в доход бюджета всех уровней и на расчетный счет лесхоза рассчитанной суммы арендной платы в следующие сроки: 15 февраля - 15%, 15 марта - 15%,
15 апреля - 15%, 15 мая - 15%, 15 июня - 15%, 15 сентября - 15%, 15 ноября - 10%. Часть арендной платы в размере разницы между договорными и минимальными ставками платы за древесину перечисляется на расчетный счет лесхоза. За невнесение арендной платы договором установлена ответственность в виде приостановления действия договора либо его прекращения.

При указанных обстоятельствах Арбитражный суд Костромской области, принимая решение, правомерно указал на то, что обязанность Общества вносить арендную плату за пользование лесным фондом предусмотрена договором аренды, то есть по своему содержанию является гражданско-правовой, поэтому правовой режим начисления пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренный в статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации, на данный платеж не распространяется.

Исходя из анализа названных выше норм, а также статей 12, 15, 23 Налогового кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что указанный платеж не является налогом, и обоснованно отклонил ссылку Инспекции на статью 20 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“.

Суд также правомерно отклонил ссылку налогового органа на статью 106 Лесного кодекса Российской Федерации, поскольку распределение и использование средств, получаемых при взимании платежей за пользование лесным фондом, не является безусловным доказательством установления самого налога.

В силу изложенного несостоятельными являются и ссылки Инспекции на статью 8 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ “О федеральном бюджете на 2002 год“ и статью 7 Федерального закона от 24.12.2002 N 176-ФЗ “О федеральном бюджете на 2003 год“.

При принятии решения суд первой инстанции правильно применил нормы материального права; не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии
с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 19.02.2004 Арбитражного суда Костромской области по делу N А31-6545/7 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.