Решения и постановления судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.12.2004 N А26-3105/04-16 При новом рассмотрении дела о взыскании убытков, возникших у истца в связи с предоставлением гражданам субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг, для определения ответчика, за счет которого должны быть компенсированы убытки, суду следует установить, выделялись ли из федерального бюджета субъекту РФ дотации на частичное возмещение расходов, связанных с предоставлением населению указанных субсидий, исполнил ли субъект РФ обязательства по предоставлению дотаций муниципальному образованию.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 декабря 2004 года Дело N А26-3105/04-16“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Сосниной О.Г., Тарасюка И.М., рассмотрев 07.12.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.08.2004 по делу N А26-3105/04-16 (судья Коростелева В.И.),

УСТАНОВИЛ:

Жилищно-эксплуатационный кооператив “Дружба-3“ (далее - Кооператив) обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) и Министерству финансов Республики Карелия (далее - Минфин РК) о взыскании 539383 руб. 89 коп. убытков, возникших у истца в результате предоставления гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг за период с 01.04.2001 по 31.12.2003 в соответствии с Законом Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 “Об основах федеральной жилищной политики“ (далее - Закон).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация города Петрозаводска, Управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Республике Карелия.

Решением от 20.08.2004 иск полностью удовлетворен путем взыскания в пользу Кооператива 539383 руб. 89 коп. за счет казны Российской Федерации. В иске к Минфину РК отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Минфин РФ просит отменить обжалуемый судебный акт. По мнению подателя жалобы, возмещение расходов, связанных с предоставлением субсидий, должно осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.



Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационной инстанции.

В соответствии со статьей 15 Закона (в редакции Федерального закона от 12.01.1996 N 9-ФЗ) органы государственного управления, местная администрация предоставляют компенсации (субсидии) гражданам, обеспечивающие оплату жилья в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом совокупного дохода семьи, действующих льгот и утвержденного бюджета. При этом Законом предусмотрено, что источники финансирования указанных компенсаций (субсидий) определяются законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 N 887, действовавшим в спорный период, утверждено Положение о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. В соответствии с пунктом 7 Положения порядок выделения и учета средств, направляемых на предоставление субсидий, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Постановлением председателя правительства Республики Карелия от 05.11.1998 N 752 утверждено Положение о порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг в Республике Карелия. Этим же постановлением Министерству финансов Республики Карелия было поручено разработать порядок формирования фондов на выплату компенсаций, что не было исполнено.

Суд первой инстанции сделал вывод, что источник финансирования расходов на предоставление субсидий Законом Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“ и вышеуказанным Положением не установлен.

Учитывая определение Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2002 N 68-О, суд пришел к выводу, что до надлежащего урегулирования правоотношений, возникающих при распределении соответствующих расходов между бюджетами всех уровней, компенсация федеральных льгот должна производиться за счет средств федерального бюджета.

При этом суд первой инстанции не учел, что Федеральным законом от 06.05.2003 N 52-ФЗ, вступившим в силу с 08.05.2003, в Закон Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“ были внесены изменения.

Согласно статье 15 Закона от 06.05.2003 Правительством Российской Федерации устанавливаются ежегодно федеральные стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с ежегодно устанавливаемыми федеральными стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг вправе устанавливать региональные стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг.

Федеральные стандарты применяются, в частности, для расчета объема финансовой помощи, передаваемой из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в межбюджетных отношениях; региональные стандарты применяются, в частности, для расчета объема финансовой помощи, передаваемой из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам в межбюджетных отношениях.

Статьей 15.3 указанного Закона предусмотрено предоставление финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета в форме дотаций на частичное возмещение расходов на предоставление гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.



Частью 1 статьи 15.4 установлено, что субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг нанимателям жилых помещений, членам жилищных, жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, собственникам жилых помещений, гражданам, проживающим в общежитиях, входящих в жилищный фонд независимо от форм собственности, и имеющим право на получение указанных субсидий, предоставляются в соответствии с положением о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Частью 4 статьи 15.4 предусмотрено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом своего социально-экономического развития устанавливают порядок и условия предоставления субсидий на территории субъекта Российской Федерации. Указанные порядок и условия не должны ухудшать положение граждан по сравнению с положением граждан, которым субсидии предоставляются в соответствии с положением о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, указанным в части 1 настоящей статьи.

В соответствии с частью 6 статьи 15.4 возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, осуществляется за счет местных бюджетов и передаваемой им на эти цели финансовой помощи соответственно из бюджетов субъектов Российской Федерации, федерального бюджета в межбюджетных отношениях в объеме, устанавливаемом законами о бюджетах соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год.

В 2001 году размер финансовой помощи согласовывался федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Начиная с 2002 года в соответствии с постановлением Правительства от 27.05.2002 N 354 в федеральном бюджете предусматриваются средства Фонда софинансирования социальных расходов, за счет которых консолидированным бюджетам Российской Федерации частично возмещаются расходы, связанные с предоставлением субсидий на указанные цели.

По информации Минфина РК (л.д. 112, т. 1) бюджету Республики Карелия на указанные цели поступила дотация в сумме 12420,9 тыс. руб.

Постановлением Правительства от 27.05.2002 N 354 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2003 N 179, действовавшими в спорный период, утверждены Правила предоставления из Фонда софинансирования социальных расходов дотаций на частичное возмещение расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, связанных с предоставлением населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг (далее - Правила).

В соответствии с этими Правилами размер дотаций, предоставляемых конкретному субъекту Российской Федерации, определяется по математической формуле с учетом уровня дотаций и коэффициентов соответствия федеральным стандартам стандартов оплаты коммунальных услуг, установленных субъектом Российской Федерации, бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации, а также соблюдения субъектом Российской Федерации федеральных стандартов перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг.

Согласно пункту 2 Правил дотации на выплату субсидий предоставляются ежеквартально.

Статьей 59 Федерального закона “О федеральном бюджете на 2002 год“ в составе расходов федерального бюджета на 2003 год утвержден Фонд софинансирования социальных расходов в сумме 5 млрд руб. В соответствии со статьей 56 Федерального закона “О федеральном бюджете на 2003 год“ на эти же цели выделено также 5 млрд руб.

В соответствии с письмом Управления федерального казначейства по Республике Карелия от 15.06.2004 N 2.1-11/1246 (л.д. 127, т. 1) в 2002 году из федерального бюджета в бюджет Республики Карелия в порядке межбюджетных отношений передана дотация на частичное возмещение расходов, связанных с предоставлением населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, в размере 9 млн 649,9 тыс. руб., в 2003 году - 21 млн 356 тыс. руб.

Для обеспечения исполнения своих обязательств по предоставлению жилищных субсидий субъектам Российской Федерации предоставляются дотации из Фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.

В соответствии с письмом Управления федерального казначейства по Республике Карелия от 17.08.2004 N 2.1-11/1738 (л.д. 69, т. 2) Республике Карелия в порядке межбюджетных отношений передана дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности в 2001 году - 435 млн 885 тыс. руб., в 2002 году - 732 млн 366 тыс. руб., в 2003 году - 818 млн 088 тыс. руб.

По информации Комитета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства администрации (л.д. 3, т. 2) суммы возмещения расходов по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг составили: в 2001 году - 34000 руб., в 2002 году - 67700 руб., в 2003 году - 43861 руб. 66 коп.

В соответствии со статьей 9 Закона Республики Карелия от 21.07.2001 N 527-ЗРК “О бюджетном процессе в Республике Карелия“ из бюджета Республики Карелия финансируются следующие функциональные виды расходов: компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти Республики Карелия, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов; обеспечение деятельности органов социальной защиты населения и других, услуги которых предоставляются в интересах населения, проживающего на территории всех или нескольких муниципальных образований Республики Карелия; финансовая помощь местным бюджетам; прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий органов государственной власти Республики Карелия.

Исследовав материалы дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что денежные средства, предназначенные для реализации Закона Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“, с 2001 по 2003 год администрации города Петрозаводска передавались в недостаточном размере. Однако вывод о том, что уполномоченные государственные органы не исполнили обязанность по финансированию указанных льгот, в связи с чем они подлежат возмещению за счет средств казны Российской Федерации, является недостаточно обоснованным.

Для определения ответчика, за счет которого должны быть компенсированы расходы истца по предоставлению спорных льгот, суду необходимо установить, применялся ли порядок предоставления дотаций из федерального Фонда софинансирования социальных расходов на частичное возмещение расходов, связанных с предоставлением населению субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг в спорный период; выполнил ли федеральный бюджет обязательства по предоставлению дотаций Республике Карелия; соответствует ли размер дотаций указанному в сведениях, предоставляемых субъектом Российской Федерации, о размере компенсированных субсидий; дать оценку доводам подателя жалобы о том, что обязательства федерального бюджета по передаче финансовой помощи были исполнены полностью, с учетом информации Минфина РК о поступлении денежных средств, изложенной на листе дела 112 (л.д. 1); установить, исполнил ли бюджет Республики Карелия обязательства по предоставлению дотаций муниципальному образованию “Город Петрозаводск“ и в полной ли мере.

Принимая во внимание, что решение принято по неполно исследованным обстоятельствам, обжалуемый судебный акт подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в тот же суд.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.08.2004 по делу N А26-3105/04-16 отменить.

Дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Председательствующий

КУСТОВ А.А.

Судьи

СОСНИНА О.Г.

ТАРАСЮК И.М.