Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 29.12.2004 N А19-11976/04-5-Ф02-5459/04-С1 Суд правомерно признал недействительным решение налогового органа о начислении НДС, поскольку заявитель, перешедший на упрощенную систему налогообложения, не обязан восстанавливать и уплачивать в бюджет суммы НДС по основным средствам, поставленным на учет в налоговые периоды, когда он являлся плательщиком НДС, и используемым после указанного перехода.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 29 декабря 2004 г. Дело N А19-11976/04-5-Ф02-5459/04-С1“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Борисова Г.Н.,

судей: Брюхановой Т.А., Шошина П.В.,

при участии в судебном заседании:

от закрытого акционерного общества “Дельтаком“ - представителя Дайнеко О.А. (доверенность N 10 от 14.06.2004),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Ангарску Иркутской области на решение от 31 августа 2004 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-11976/04-5 (суд первой инстанции: Шульга Н.О.),

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество (ЗАО) “Дельтаком“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный
суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Ангарску Иркутской области (далее - инспекция) о признании недействительным решения N 10/3-30-428-783-ЮК от 20.04.2004.

Решением суда от 31 августа 2004 года заявленное требование удовлетворено.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение суда, в удовлетворении требований обществу отказать.

В кассационной жалобе заявитель указывает на правомерность начисления обществу 356003 рублей 60 копеек налога на добавленную стоимость. По мнению инспекции, при переходе общества с 01.01.2004 на упрощенную систему налогообложения суммы налога на добавленную стоимость, принятые ранее к вычетам по не полностью самортизированным основным средствам, в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации подлежали восстановлению в налоговой декларации за четвертый квартал 2003 года.

Общество в отзыве на кассационную жалобу считает, что изложенные в ней доводы не основаны на законе.

Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Инспекция о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещена (уведомление от 14.12.2004 N 77689), своих представителей на судебное заседание не направила.

Проверив обоснованность доводов кассационной жалобы, возражений относительно жалобы, заслушав представителя общества, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Общество оспаривает решение от 20.04.2004 N 10/3-30-428-783-ЮК, принятое инспекцией по результатам камеральной проверки представленной налогоплательщиком декларации по налогу на добавленную стоимость за четвертый квартал 2003 года. Данным решением общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 4064 рублей 62 копеек.
Также обществу предложено уплатить начисленный проверкой налог на добавленную стоимость в сумме 356003 рублей 60 копеек, пени за несвоевременную уплату налога в размере 924 рублей 70 копеек.

Из решения налогового органа следует, что инспекцией установлена неполная уплата обществом налога на добавленную стоимость в результате невосстановления суммы налога, принятого ранее к вычету по не полностью самортизированным основным средствам, при переходе на применение упрощенной системы налогообложения с 01.01.2004. Сумма неуплаченного налога инспекцией определена по остаточной стоимости основных средств по состоянию на 01.01.2004.

Вывод арбитражного суда о незаконности решения налогового органа является правильным в связи со следующим.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации к налоговым вычетам, уменьшающим общую сумму налога, относятся суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения.

Согласно пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога и принятие на учет указанных товаров (работ, услуг).

Арбитражный суд правильно указал, что не основан на законе вывод инспекции о том, что налог на добавленную стоимость в размере 356003 рублей 60 копеек, ранее принятый к вычету по приобретенным основным средствам, подлежит восстановлению и уплате в бюджет.

Налоговая инспекция в данном случае не оспаривает правомерность применения компанией налоговых вычетов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии
с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, учитываются в стоимости таких товаров в конкретных случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации.

Положения пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации о восстановлении и уплате в бюджет сумм налога, принятых налогоплательщиком к вычету или возмещению, применимы только к операциям, указанным в пункте 2 данной статьи, и не регулируют спорные правоотношения.

Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит норм, обязывающих налогоплательщика, перешедшего на упрощенную систему налогообложения, восстановить и уплатить в бюджет суммы налога на добавленную стоимость по основным средствам, приобретенным и поставленным на учет в налоговые периоды, когда организация являлась плательщиком налога на добавленную стоимость, и используемым после указанного перехода.

Таким образом, дополнительное начисление инспекцией налога на добавленную стоимость по данному основанию является неправомерным.

С учетом изложенного решение суда отмене или изменению не подлежит.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 31 августа 2004 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-11976/04-5 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Г.Н.БОРИСОВ

Судьи:

Т.А.БРЮХАНОВА

П.В.ШОШИН