Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.05.2004 N А44-3811/03-С15 Необоснован довод ИМНС о том, что пункт 5 статьи 6 Закона РФ “О дорожных фондах в Российской Федерации“, предусматривающий возможность установления законами субъектов РФ повышенных ставок налога с владельцев транспортных средств, не подлежит применению только с момента вступления в силу определения Конституционного суда РФ от 10.04.2002 N 104-О, поскольку названное положение закона аналогично нормам, которые были признаны неконституционными ранее.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 мая 2004 года Дело N А44-3811/03-С15“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Клириковой Т.В. и Троицкой Н.В., при участии от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Новгородской области Баевой Ю.А. (доверенность от 09.03.04 N 023/6308), рассмотрев 18.05.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 15.01.04 по делу N А44-3811/03-С15 (судья Пестунов О.В.),

УСТАНОВИЛ:

Хвойнинское районное потребительское общество (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с
заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Новгородской области (далее - Инспекция), выразившегося в непринятии решения о возврате налогоплательщику 138939 руб. 98 коп. излишне уплаченного за 2000 - 2002 годы налога с владельцев транспортных средств, и обязании налогового органа возвратить ему названную сумму налога.

Решением от 15.01.04 суд частично удовлетворил заявленные Обществом требования и обязал Инспекцию возвратить налогоплательщику 120647 руб. 25 коп. излишне уплаченного налога с владельцев транспортных средств.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение от 15.01.04 в части удовлетворения требований Общества о возврате 51658 руб. 05 коп. налога с владельцев транспортных средств, уплаченного до 10.04.02, и принять новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, определением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.04.02 N 104-О не предусмотрен иной порядок вступления этого определения в силу и особенности его исполнения, а следовательно, действует общий порядок, установленный статьей 79 Федерального конституционного закона от 21.07.94 N 1-ФКЗ “О Конституционном Суде Российской Федерации“. Согласно названной норме решение Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе принимаемое в форме определения, вступает в силу немедленно после его провозглашения. Таким образом, только с момента вступления в силу определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10.04.02 N 104-О признанные неконституционными положения Закона Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 “О дорожных фондах в Российской Федерации“ (далее - Закон “О фондах“) и основанные на них положения Областного закона Новгородской области от 09.12.2000 N 156-ОЗ “О ставках налога с владельцев транспортных средств“ (далее -
Закон Новгородской области) не могут применяться и реализовываться каким-либо иным способом.

В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы.

Общество о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность решения суда проверена в кассационном порядке.

Кассационная инстанция считает жалобу не подлежащей удовлетворению.

Как следует из материалов дела, Общество 11.07.03 направило в налоговый орган измененные расчеты по налогу с владельцев транспортных средств за 2000 - 2002 годы, согласно которым налогоплательщик излишне перечислил 138939 руб. 98 коп. этого налога. В заявлении от 11.07.03 N 163 Общество просило Инспекцию возвратить названную сумму на его расчетный счет.

Инспекция письмом от 09.10.03 N 10-04/17957 сообщила налогоплательщику, что решение о возврате налога будет принято только после получения ответа из Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Новгородской области на запрос о разъяснении порядка возврата излишне уплаченных сумм налога с владельцев транспортных средств.

Общество не согласилось с бездействием Инспекции и обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные Обществом требования, указал на то, что с момента принятия Конституционным Судом Российской Федерации постановлений от 08.10.97, от 11.11.97 и от 30.01.01 положения пункта 5 статьи 6 Закона “О фондах“, предусматривающие возможность установления законами субъектов Российской Федерации повышенных ставок налога с владельцев транспортных средств относительно ставок, определенных в названном Законе, а также положения Закона Новгородской области об установлении повышенных ставок не подлежат применению. Вместе с тем суд отказал заявителю в возврате 18292 руб. 73 коп. налога, уплаченного до 11.07.2000, поскольку заявление о возврате этой суммы подано Обществом
ответчику после истечения трех лет с момента ее уплаты.

Кассационная инстанция считает выводы суда правильными.

В пункте 1 статьи 6 Закона “О фондах“ установлены ставки (размеры) налога с владельцев транспортных средств.

При этом согласно пункту 5 названной статьи увеличение ставок налога относительно ставок, указанных в этой статье, связанное с изменением уровня цен и заработной платы, или полное освобождение отдельных категорий граждан, предприятий, организаций и учреждений от уплаты налога осуществляется законами субъектов Российской Федерации.

Статьей 1 Закона Новгородской области установлены повышенные ставки налога относительно ставок, указанных в пункте 1 статьи 6 Закона “О фондах“.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 10.04.02 N 104-О признал, что положение пункта 5 статьи 6 Закона Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“ о возможности установления законами субъектов Российской Федерации ставок налога с владельцев транспортных средств, превышающих установленные Законом Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“, утрачивает силу и не подлежит применению как аналогичное положениям, признанным неконституционными в сохраняющих свою силу постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 08.10.97, от 11.11.97 и от 30.01.01.

Согласно статье 87 (часть 2) Федерального конституционного закона от 21.07.94 N 1-ФКЗ “О Конституционном Суде Российской Федерации“ признание нормативного акта или договора либо отдельных их положений не соответствующими Конституции Российской Федерации является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на нормативном акте или договоре, признанном неконституционным, либо воспроизводящих его или содержащих такие же положения, какие были предметом обращения. Положения этих нормативных актов и договоров не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.

Следовательно, с момента принятия Конституционным Судом Российской Федерации постановлений от
08.10.97, от 11.11.97 и от 30.01.01 положения Закона “О фондах“ относительно возможности установления законами субъектов Российской Федерации ставок налога с владельцев транспортных средств, превышающих определенные названным законом, а также положения Закона Новгородской области об установлении повышенных ставок не подлежат применению судами и налоговыми органами.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает решение суда от 15.01.04 законным и обоснованным, а жалобу Инспекции - не подлежащей удовлетворению.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Новгородской области от 15.01.04 по делу N А44-3811/03-С15 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Новгородской области - без удовлетворения.

Председательствующий

КИРЕЙКОВА Г.Г.

Судьи

КЛИРИКОВА Т.В.

ТРОИЦКАЯ Н.В.