Решения и постановления судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 30.11.2004 N А78-1788/04-С2-27/122-Ф02-4924/04-С1 Суд правомерно признал недействительными акты налогового органа, касающиеся доначисления налога на пользователей автодорог, пени и штрафных санкций, поскольку заявитель, являясь субъектом инвестиционной деятельности, обоснованно воспользовался льготой по уплате указанного налога, предусмотренной законом субъекта РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 30 ноября 2004 г. Дело N А78-1788/04-С2-27/122-Ф02-4924/04-С1“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Парской Н.Н.,

судей: Шелеминой М.М., Шошина П.В.,

представители сторон участия в судебном заседании не принимали,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Агинскому Бурятскому автономному округу на решение от 26 июля 2004 года Арбитражного суда Читинской области по делу N А78-1788/04-С2-27/122 (суд первой инстанции: Горкин Д.С.),



УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Инвестиционная финансовая группа“ (общество) обратилось в Арбитражный суд Читинской области с заявлением о признании недействительным решения N 146 от 29 декабря 2003 года, требований N 172 от 29 декабря 2003 года об уплате налога и N 172 от 29 декабря 2003 года об уплате налоговой санкции Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Агинскому Бурятскому автономному округу (налоговая инспекция) в части доначисления налога на пользователей автомобильных дорог в размере 163532 рублей, начисления пени в размере 63598 рублей и привлечения к налоговой ответственности в виде взыскания штрафных санкций в сумме 32706 рублей.

Решением суда от 26 июля 2004 года заявленные обществом требования удовлетворены.

В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда не проверялись.

Не согласившись с решением суда, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить и направить дело на новое рассмотрение.

По мнению заявителя кассационной жалобы, суд, принимая решение, не учел, что, Закон Агинского Бурятского автономного округа N 161-ЗАО от 26 декабря 2000 года принят окружной Думой Агинского Бурятского автономного округа с превышением полномочий, поскольку на момент его принятия федеральным законодательством не было предусмотрено право законодательных органов субъектов Российской Федерации предоставлять льготы по налогу на пользователей автомобильных дорог.

Налоговая инспекция также указывает на то, что при исчислении и уплате налога на пользователей автомобильных дорог в 2001 году налогоплательщик был обязан руководствоваться федеральным законодательством о налогах и сборах.

Заявитель считает, что суд не применил подлежащие применению положения пункта 2 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.



Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления N 75436 от 09.11.2004, N 75439 от 15.11.2004), однако своих представителей в судебное заседание на направили, в связи с чем дело слушается в их отсутствие.

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судом норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как установлено Арбитражным судом Читинской области, налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам соблюдения налогового законодательства, в том числе в отношении налога на пользователей автомобильных дорог, за период с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2002 года.

Проведенной проверкой в частности установлено, что в нарушение Федерального закона N 1759-1 от 18.10.1991 “О дорожных фондах в Российской Федерации“ Закона Читинской области N 36-ЗЧО от 25.04.1996 “О дорожном фонде Читинской области“ общество в 2001 году неправильно применило ставку налога на пользователей автомобильных дорог: вместо 1 процента, применена ставка 0,5 процента. Указанное нарушение привело к неуплате названного налога в сумме 163532 рублей.

Результаты проверки оформлены актом N 148 от 2 декабря 2003 года, на основании которого налоговой инспекцией вынесено решение N 146 от 29 декабря 2003 года о привлечении общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налогов в виде взыскания штрафных санкций в общей сумме 42430 рублей, в том числе 32706 рублей за неуплату налога на пользователей автомобильных дорог. Данным решением обществу также предложено уплатить доначисленные налоги и пени, в том числе 163532 рубля налога на пользователей автомобильных дорог и 63598 рублей пени за его неуплату.

Не согласившись с названным решением налогового органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его частично недействительным.

Суд, удовлетворяя требования общества, пришел к выводу, что на протяжении 2001 года у общества сохранялась обязанность по уплате налога на пользователей автомобильных дорог в размере 0,5 процента от налоговой базы.

Пунктом 1 статьи 19 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“, действующего в проверяемый период, предусмотрено, что налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляются в дорожные фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759 “О дорожных фондах в Российской Федерации“ порядок образования и использования средств территориальных дорожных фондов определяется законами субъектов Российской Федерации, а средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации - федеральным законом.

Статьей 5 названного Закона “О дорожных фондах“ были определены плательщики налога на пользователей автомобильных дорог, а также порядок уплаты его, в соответствии с которым данный налог перечислялся каждым плательщиком отдельно на счета Федерального дорожного фонда Российской Федерации и территориальных дорожных фондов.

Этой же нормой было установлено право законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации с учетом местных условий повышать (понижать) ставку налога, зачисляемого в территориальные дорожные фонды, но не более чем на 50 процентов от ставки федерального налога.

Согласно статье 10 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“, действовавшей до вступления в силу части первой Налогового кодекса Российской Федерации, понижение налоговых ставок являлось одним из видов налоговых льгот.

Статьей 56 Налогового кодекса Российской Федерации льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками.

При регистрации общества в 1999 году в режиме льготного налогообложения ему была предоставлена льгота по налогу на пользователей автомобильных дорог в части, зачисляемой в бюджет округа, таким образом, льгота по налогу обществу была предоставлена до 01.01.2001.

26 декабря 2000 Законом Агинского Бурятского автономного округа N 161-ЗАО были внесены изменения и дополнения в Закон автономного округа “О стимулировании инновационной деятельности в Агинском Бурятском автономном округе“, в соответствии с пунктом 2 статьи 12 которого было предусмотрено предоставление налоговых льгот инвесторам в виде освобождения от уплаты налогов в части, формирующей доходы окружного бюджета, в том числе по налогу на пользователей автодорог - 0,5 процента (от налоговой базы).

Федеральным законом N 118-ФЗ от 05.08.2000 “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“, вступившим в силу с 1 января 2001 года, в статью 5 Закона “О дорожных фондах“ были внесены изменения, в соответствии с которыми установлена единая ставка налога в размере 1 процента от выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), или от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности, а суммы налога полностью зачисляются в территориальные дорожные фонды или в бюджеты субъектов Российской Федерации. Право законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации на повышение (понижение) ставки налога с учетом данных изменений Законом “О дорожных фондах“ не предусматривается.

Учитывая, что формирование бюджета субъекта находится в его ведении, Агинская Бурятская окружная Дума Законом N 161-ЗАО облегчила положение налогоплательщиков, не затрагивая при этом интересы государства.

Судом было учтено, что в соответствии со статьей 14 Закона РСФСР от 26.06.1991 N 1488-1 “Об инвестиционной деятельности в РСФСР“ государство гарантирует стабильность прав субъектов инвестиционной деятельности. В случаях принятия законодательных актов, положения которых ограничивают права субъектов инвестиционной деятельности, соответствующие положения этих актов не могут вводиться в действие ранее чем через год с момента их опубликования.

Закон Агинского Бурятского автономного округа N 161-ЗАО был отменен Законом Агинского Бурятского автономного округа N 215-ЗАО от 18.09.2001.

Суд с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации пришел к правильному выводу о неправомерности обжалуемых ненормативных актов налоговой инспекции о доначислении обществу сумм налога на пользователей автомобильных дорог, пени и налоговых санкций.

При таких обстоятельствах решение суда изменению или отмене не подлежит.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 26 июля 2004 года Арбитражного суда Читинской области по делу N А78-1788/04-С2-27/122 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Н.Н.ПАРСКАЯ

Судьи:

М.М.ШЕЛЕМИНА

П.В.ШОШИН