Решения и постановления судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.11.2004 N А33-16685/03-С2-Ф02-4843/04-С1 Суд правомерно признал недействительным ненормативный правовой акт о включении нежилого здания в Реестр государственного имущества, поскольку спорный объект вошел в состав имущества, подлежащего приватизации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 25 ноября 2004 г. Дело N А33-16685/03-С2-Ф02-4843/04-С1“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Елфимовой Г.В.,

судей: Шелеминой М.М., Шошина П.В.,

при участии в судебном заседании представителей:

общества с ограниченной ответственностью “КрасПлитПром“ - Кудинова В.Ю. (доверенность N 07-ю от 01.10.2004),



Управления имущественных отношений администрации Красноярского края - Бычкова Д.В. (доверенность от 29.04.2004 N 01-2603),

открытого акционерного общества “Деревообрабатывающий комбинат “Северный“ - Скрыльниковой С.В. (доверенность от 05.11.2004),

рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “КрасПлитПром“ на постановление апелляционной инстанции от 4 октября 2004 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-16685/03-С2 (суд первой инстанции: Карпинская С.В.; суд апелляционной инстанции: Кириллова Н.А., Каменская Е.Ф., Мыглан Л.А.),

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Деревоперерабатывающий комбинат “Северный“ (далее - ДПК “Северный“) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Красноярскому краевому комитету по управлению государственным имуществом о признании недействительным приказа Красноярского краевого комитета по управлению государственным имуществом от 15.07.2003 N 08-487П в полном объеме.

Протокольным определением от 19.04.2004 арбитражный суд заменил ответчика на его правопреемника - Управление имущественных отношений администрации Красноярского края.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет иска, на стороне ответчика привлечено общество с ограниченной ответственностью “КрасПлитПром“ и дочернее федеральное государственное унитарное предприятие “Красноярский краевой государственный центр технической инвентаризации и оценки зданий“.

Решением суда первой инстанции от 6 мая 2004 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 4 октября 2004 года решение суда от 6 мая 2004 года отменено. Заявление удовлетворено, признан недействительным приказ Красноярского краевого комитета по управлению государственным имуществом от 15.07.2003 N 08-487П как не соответствующий статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 3 Закона Красноярского края “О государственной казне Красноярского края“, Временным методическим указаниям по оценки стоимости объектов приватизации и Временным положениям о преобразовании государственных и муниципальных предприятий в открытые акционерные общества, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 66.

В кассационной жалобе ООО “КрасПлитПром“ просит отменить постановление апелляционной инстанции от 4 октября 2004 года, принятое с нарушением норм материального права, оставить в силе решение суда первой инстанции от 6 мая 2004 года.



Дело рассматривается в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Стороны о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом (уведомления N 75152, 75153, 75156 от 01.11.2004, N 75154 от 02.11.2004, N 75155 от 10.11.2004).

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.

Из материалов дела усматривается, решением исполкома Красноярского краевого Совета народных депутатов N 112-5 от 25.02.1976 утверждено решение Емельяновского райсовета от 18.02.1976 государственный N 72 об изъятии 50 гектаров пастбищ совхоза “Солонцы“ и отводе их дирекции строящегося межобластного комбината индустриальных строительных конструкций.

07.01.1977 Красноярскому межобластному комбинату индустриальных строительных конструкций выдан государственный акт А-1 N 191339 на бессрочное пользование 50 гектарами земли в границах согласно плану землепользования для строительства комбината. Акт зарегистрирован в Книге записей государственных актов на право пользования землей за N 212.

Решением исполкома Красноярского краевого Совета народных депутатов от 09.04.1980 N 249-09 Емельяновскому райсовету предписано изъять с уменьшением площади 24,7 гектара пастбищ совхоза “Солонцы“ и предоставить их дирекции строящегося межобластного комбината индустриальных строительных конструкций для строительства 2 очереди комбината.

04.02.1994 председателем Комитета по управлению государственным имуществом утвержден план приватизации комбината индустриальных строительных конструкций (далее - КИСК).

Как следует из подлинного дела КИСК, в бухгалтерском балансе КИСК на 01.07.1992 по строке 010 отражены основные средства в сумме 118103000 рублей. Расшифровка основных средств по состоянию на 01.07.1992 дана в документе, приложенном к плану приватизации под названием “Стоимость основных фондов по состоянию на 01.07.1992 по комбинату индустриальных строительных конструкций“ (далее - расшифровка). В указанном документе общая стоимость основных средств также указана в сумме 118102698 рублей, а зданий и сооружений - 50070083 рублей. В разделе 2 плана приватизации стоимость основных средств комбината - также в сумме 118103000 рублей.

Согласно расшифровке в общую стоимость зданий и сооружений без оборудования включены следующие подразделения:

-------------------------T------------------T-----------------------¬

¦ Наименование ¦ Данные ¦Данные акта оценки,¦

¦ подразделений ¦ расшифровки ¦ рублей ¦

¦ ¦к балансу, рублей ¦Приложение N 1 к плану ¦

¦ ¦ ¦ приватизации ¦

+------------------------+------------------+-----------------------+

¦ЗЛПП (лесопильное¦ 4855655¦ 4855655¦

¦производство) ¦ ¦ ¦

¦Теплоэнергоцех ¦ 6159318¦ 6159318¦

¦ЗКИ и К (завод¦ 5472310¦ 5472310¦

¦металлоизделий) ¦ ¦ ¦

¦ЗПД (завод панельного¦ 14070004¦ 14070004¦

¦домостроения) ¦ ¦ ¦

¦ЗДСП ¦ 2076736¦ 2076736¦

¦Цех мебели ¦ 1524222¦ 1524222¦

¦Участок ТНП (цех товаров¦ 336900¦ 336900¦

¦народного потребления) ¦ ¦ ¦

¦Электроцех ¦ 252940¦ 252940¦

¦ЖДСЦ (железнодорожный¦ 4208646¦ 4208646¦

¦цех) ¦ ¦ ¦

¦ЗЦСП (производство ЦСП) ¦ 4609104¦ 4609104¦

¦АТЦ (автотранспортное¦ 1725006¦ 1725006¦

¦предприятие) ¦ ¦ ¦

¦Общезаводские (склады,¦ 4779242¦ 4779242¦

¦ВОХР, пожарное депо,¦ ¦ ¦

¦здание административного¦ ¦ ¦

¦корпуса) ¦ ¦ ¦

+------------------------+------------------+-----------------------+

¦Итого: ¦ 50070083¦ 50070083¦

L------------------------+------------------+------------------------

В пункте 7 плана приватизации указано имущество, подлежащее приватизации, которое на момент приватизации находилось в аренде. В балансовую стоимость данного имущества включена стоимость зданий и сооружений, а также оборудования (в тысячах рублей).

---------------T-------------T-------------------------------------¬

¦ Наименование ¦Данные плана¦ Данные расшифровки, тыс. рублей ¦

¦подразделений ¦приватизации +----------T------------T-------------+

¦ ¦ ¦ Всего ¦ Стоимость ¦ Стоимость ¦

¦ ¦ ¦ ¦ зданий ¦оборудования ¦

+--------------+-------------+----------+------------+-------------+

¦ЗДСП ¦ 24415¦ 24414,735¦ 2076,736¦ 22337,999¦

¦ +-------------+----------+------------+-------------+

¦ЗЛП ¦ 6521¦ 6520,978¦ 4855,655¦ 1665,323¦

¦ +-------------+----------+------------+-------------+

¦ЗПД ¦ 23122¦ 23121,828¦ 14070,004¦ 9051,824¦

¦ +-------------+----------+------------+-------------+

¦ЗЦСП ¦ 9856¦ 9855,553¦ 4609,104¦ 5246,449¦

¦ +-------------+----------+------------+-------------+

¦ЦМ ¦ 5053¦ 5052,634¦ 1524,222¦ 3528,412¦

+--------------+-------------+----------+------------+-------------+

¦Итого: ¦ 68967¦ 68965,728¦ 27135,721¦ 41830,007¦

L--------------+-------------+----------+------------+--------------

В пункте 8 плана приватизации указано имущество, не подлежащее приватизации, остаточной стоимостью 18493 тыс. рублей, в том числе:

- жилой фонд, объекты здравоохранения - 11691,9 тыс. рублей;

- трудовой лагерь - 234,4 тыс. рублей;

- автодорога “КИСК - Солнечный“ - 1307,2 тыс. рублей;

незавершенное капитальное строительство, в том числе:

- проект жилого дома - 23,6 тыс. рублей;

- детский сад - 5,288 тыс. рублей;

- объекты гражданской обороны - 8,4 тыс. рублей.

В пункте 9 плана приватизации указано, что из всего имущества, перечисленного в пункте 8, в государственную собственность переходит имущество гражданской обороны стоимостью 8,4 тыс. рублей, остальное имущество (указанное в п. 8) подлежит передаче в муниципальную собственность.

Приказом АООТ “КИСК“ от 22.05.1997 N 31П произведено переименование основных фондов с присвоением новых инвентарных номеров. Согласно данному приказу подлежали учету как единое здание и самостоятельный объект учета “Здание цеха деревообработки, сушки и пакетирования“ с инвентарным номером 08169, 08166, в который включались указанные в плане приватизации:

- здание цеха деревообработки инв. N 02308;

- здание цеха столярного цеха инв. N 00885;

- здание пристройки к цеху инв. N 02424;

- здание цеха стружки и пакетирования инв. N 02423.

Данным приказом переименованы в “Здание производственное“ с инвентарным N 01893 ранее существующие объекты учета, включенные в план приватизации:

- здание корпуса ДСП инв. N 05460;

- здание корпуса ДСП инв. N 07492;

- здание корпуса ДСП инв. N 05675;

- здание корпуса ДСП инв. N 05676;

- здание корпуса ДСП инв. N 05511;

- здание корпуса ДСП инв. N 05512;

- здание корпуса ДСП инв. N 05513;

- здание корпуса ДСП инв. N 05514.

Вышеуказанным приказом были переименованы в “Здание цеха древесной стружки, в том числе цех мебели, печати“ с инвентарным N 07926, 07912 следующие здания, включенные в план приватизации:

- здание склада инв. N 02172;

- здание цеха древесной стружки инв. N 02113;

- здание цеха мебельного кирпичное инв. N 01537.

17.02.1998 администрацией Октябрьского района города Красноярска за N 77 зарегистрировано закрытое акционерное общество “Деревоперерабатывающий комбинат “Северный“. Согласно пункту 1.1 Устава ЗАО “Деревоперерабатывающий комбинат “Северный“ образовано в результате реорганизации акционерного общества открытого типа “Комбинат индустриальных строительных конструкций“ путем выделения.

Как следует из разделительного баланса АООТ “КИСК“, утвержденного решением общего собрания акционеров АООТ “КИСК“ от 16.02.1998, ЗАО “Деревоперерабатывающий комбинат “Северный“ переданы основные средства от АООТ “КИСК“ согласно бухгалтерскому балансу за 1997 и приложению N 1 к разделительному балансу.

Согласно приложению N 1 к разделительному балансу ЗАО “ДПК “Северный“ переданы:

- здание цеха деревообработки, сушки и пакетирования с инвентарными номерами 08169, 08166;

- здание производственное с инвентарным N 01893;

- здание цеха древесной стружки с инвентарным N 07926, 07912.

По акту приема-передачи от 18.02.1998 указанные объекты переданы от АООТ “КИСК“ ЗАО “ДПК “Северный“.

12.05.1998 Красноярским городским филиалом КГЦТИ и ОЗСС ЗАО “ДПК “Северный“ выдано свидетельство о праве собственности на нежилое строение площадью 97972,9 кв.м (лит Г), расположенное по адресу: г. Красноярск, Промбаза.

19.07.1999 администрацией Октябрьского района города Красноярска за N 682 зарегистрировано открытое акционерное общество “Деревоперерабатывающий комбинат “Северный“. Согласно пункту 1.1 Устава ОАО “ДПК “Северный“ образовано в результате реорганизации путем слияния ЗАО “ДПК “Северный“ и ЗАО “Элси“.

Согласно передаточному акту, утвержденному решением внеочередного общего собрания акционеров, ЗАО “ДПК “Северный“ от 20.04.1999, открытое акционерное общество “ДПК “Северный“ от ЗАО “ДПК “Северный“ переданы активы на сумму 61751000 рублей, в том числе основные средства за минусом износа на сумму 61751000 рублей. В соответствии с приложением N 1 к передаточному акту открытое акционерное общество “ДПК “Северный“ переданы следующие здания:

- здание цеха деревообработки, сушки и пакетирования с инв. N 08169, 08166;

- здание производственное с инв. N 01893;

- здание цеха древесной стружки с инв. N 07926, 07912.

По акту приема-передачи от 20.04.1999 указанные объекты переданы от ЗАО “ДПК “Северный“ открытому акционерному обществу “ДПК “Северный“.

Приказом открытого акционерного общества “ДПК “Северный“ от 23.05.2001 N 35/МЦ произведено переименование основных фондов с присвоением новых инвентарных номеров.

Согласно данному приказу заново восстановлена производственная единица “мебельный цех“, из состава здания цеха древесной стружки, в том числе мебели, печати (инв. N 07926, 07912) выделены:

- здание мебельного цеха инв. N 07912;

- здание склада инв. N 07926.

Приказом открытого акционерного общества “ДПК “Северный“ от 23.05.2001 N 35-ДСП переименовано “здание производственное“ инв. N 01893 в здание корпуса ДСП с сохранением инв. N 01893.

Приказом открытого акционерного общества “ДПК “Северный“ от 23.05.2001 на базе производственных мощностей цеха деревообработки, сушки и пакетирования (инв. N 08169, 08166) созданы следующие цеха:

- цех деревообделочный, стружки и пакетирования инв. N 08169;

- производственное здание столярного цеха инв. N 08166.

Распоряжением администрации Емельяновского района Красноярского края от 12.05.2003 N 203р внесены в адресный реестр объекты недвижимости - нежилые здания, подъездные железнодорожные пути открытое акционерное общество “ДПК “Северный“ с почтовым адресом: Красноярский край, Емельяновский район, 10 км Енисейского тракта, в том числе:

- здание деревообделочного цеха, год постройки 1976, стружки и пакетирования, год постройки 1980, общая площадь 81159,1 кв.м, лит. Б, инв. 13116:004, строение N 3, пом. N 1;

- здание цеха столярного, год постройки 1986, общая площадь 19883,7 кв.м, лит. Б, инв. 13116:004, строение N 3, пом. N 2;

- здание склада, год постройки 1986, общая площадь 7336,7 кв.м, лит. Б, инв. 13116:004, строение N 3, пом. N 4;

- здание корпуса ДСП, год постройки 1989 - 1991, общая площадь 18061,1 кв.м, лит. Б, инв. 13116:004, строение N 3, пом. N 3;

- здание мебельного цеха, год постройки 1986, общая площадь 2583,6 кв.м, лит. Б, инв. 13116:004, строение N 3, пом. N 5.

15.07.2003 Красноярским краевым комитетом по управлению государственным имуществом издан приказ N 08-487п, в соответствии с которым в государственную казну Красноярского края включено нежилое здание главного корпуса КИСК (Лит. Б), расположенное по адресу: г. Красноярск, 10 км Енисейского тракта, N 3, общей площадью 129024,2 кв.м. Указанный объект внесен в Реестр государственного имущества Красноярского края.

25.07.2003 Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Красноярского края на указанное имущество выдано свидетельство о государственной регистрации прав собственности серии 24 ВЯ N 006203.

08.08.2003 между Красноярским краевым комитетом по управлению государственным имуществом и обществом с ограниченной ответственностью “КрасПлитПром“ заключен договор аренды N 7120 комнат N 93, 120, 104 - 111, общей площадью 1881,1 кв.м в помещении N 1 нежилого здания главного корпуса КИСК (литер Б), расположенного по адресу: г. Красноярск, 10 км Енисейского тракта, N 3.

Открытое акционерное общество “ДПК “Северный“ обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Красноярскому краевому комитету по управлению государственным имуществом о признании недействительным приказа Красноярского краевого комитета по управлению государственным имуществом от 15.07.2003 N 08-487П в полном объеме.

Предметом рассмотрения дела судом первой инстанции явилась проверка:

- несоответствия акта государственного органа закону или иному нормативному правовому акту;

- нарушения прав и законных интересов заявителя.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, исходил из того, что заявитель не доказал включение главного корпуса КИСК в состав приватизированного имущества, а его стоимость - в уставный капитал акционерного общества открытого типа “Комбинат индустриальных строительных конструкций“.

Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, принял новое решение, удовлетворил заявленные исковые требования.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которое приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Суд апелляционной инстанции исходил из того, что спорный объект вошел в состав имущества, подлежащего приватизации КИСК, а Красноярский краевой комитет по управлению государственным имуществом не доказал обоснованность принятого им приказа.

Данный вывод суда апелляционной инстанции является правильным, основанным на подлежащих применению нормах материального права и совокупности представленных по делу доказательств.

В пункте 8.9 плана приватизации КИСК отражено имущество, подлежащее передаче в муниципальную собственность и имущество, оставшееся в государственной собственности. В передаче данного имущества главный корпус КИСК отсутствует.

План приватизации предприятия предусматривал его акционирование единым имущественным комплексом, решение о выделении из его состава каких-либо подразделений либо имущества (имущественного комплекса) не принималось.

Как правильно установлено судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела, в соответствии с планом приватизации государственного предприятия “КИСК“, утвержденным 04.02.1994 председателем Комитета по управлению государственным имуществом, предприятие было преобразовано в акционерное общество.

План приватизации не признан не соответствующим закону.

В соответствии с пунктом 4.2 Временного положения о преобразовании государственных и муниципальных предприятий в открытые акционерные общества, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 29 января 1992 года N 66, и пунктом 10 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в открытые акционерные общества, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 1992 года N 721, с момента регистрации акционерного общества оно становится правопреемником приватизированного предприятия, имущество государственного (муниципального) предприятия, составляющее уставный капитал акционерного общества, передается последнему на баланс.

Довод заявителя кассационной жалобы о том, что истцом не доказано включение главного корпуса КИСК в состав приватизируемого имущества, а его стоимости - в уставный капитал АООТ “КИСК“, получил правильную оценку в принятом по делу постановлении. Оснований для иной оценки этого довода у суда кассационной инстанции не имеется.

Суд кассационной инстанции не находит обоснованными доводы заявителя кассационной жалобы о ненарушении оспариваемым приказом прав открытого акционерного общества “ДПК “Северный“.

Статьей 58 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при реорганизации юридического лица (путем слияния, присоединения, разделения, выделения либо преобразования) права и обязанности к вновь возникшему юридическому лицу переходят в соответствии с передаточным актом либо разделительным балансом.

Согласно части 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежащее ему имущество переходит юридическим лицам - правопреемникам юридического лица.

Судом апелляционной инстанции правильно установлено и это подтверждается материалами дела, что ЗАО “ДПК “Северный“ как правопреемник АООТ “КИСК“, а открытое акционерное общество “ДПК “Северный“ как правопреемник ЗАО “ДПК “Северный“ приняли принадлежащее последнему спорное имущество на основании разделительного баланса и передаточного акта, утвержденных соответственно 16.02.1998 и 20.04.1999.

Кроме того, суд апелляционной инстанции правильно указал на нарушение процессуальных норм при рассмотрении дела в суде первой инстанции.

В соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела в отсутствие какого-либо из участвующих в деле лиц, не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, является безусловным основанием отмены судебного акта.

При сопоставлении представленных в материалы дела документов, оценки представленных по делу доказательств в их совокупности, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что при издании приказа Красноярским краевым комитетом по управлению государственным имуществом от 15.07.2003 N 08-487П нарушены права открытого акционерного общества “ДПК “Северный“.

Принятое по делу постановление соответствует подлежащим применению нормам материального права, является законным и обоснованным, подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление апелляционной инстанции от 4 октября 2004 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-16685/03-С2 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Г.В.ЕЛФИМОВА

Судьи:

М.М.ШЕЛЕМИНА

П.В.ШОШИН