Решения и постановления судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.11.2004 N А19-15364/04-48-Ф02-4829/04-С1 Суд правомерно признал незаконным постановление налогового органа о назначении наказания за осуществление денежных расчетов с населением без применения контрольно-кассовой техники, поскольку материалами дела не доказаны обстоятельства, послужившие основанием для привлечения заявителя к административной ответственности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 25 ноября 2004 г. Дело N А19-15364/04-48-Ф02-4829/04-С1“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Елфимовой Г.В.,

судей: Шелеминой М.М., Шошина П.В.,

при участии в судебном заседании:

представителей Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Свердловскому округу города Иркутска Егориной Н.А. (доверенность от 09.07.2004 N 05-22/5885), Касиловой Н.С. (доверенность от 24.11.2004 N 08-10/19057), Черненко М.В. (доверенность от 20.04.2004 N 08/168) и индивидуального предпринимателя Ф.И.О. (ан 24.08.2000 Свердловским РУВД города Иркутска),



рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Свердловскому округу города Иркутска на решение от 1 сентября 2004 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-15364/04-48 (суд первой инстанции: Некрасова Н.В.),

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Калинин Сергей Константинович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Свердловскому округу города Иркутска о признании незаконным постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 141 от 08.07.2004.

Решением суда от 1 сентября 2004 года признано незаконным постановление Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Свердловскому округу города Иркутска о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 141 от 08.07.2004 и отменено полностью.

В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда не проверялись.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит об отмене решения суда, считая, что судом были нарушены как нормы материального, так и нормы процессуального права.

В нарушение статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения судом первой инстанции не были учтены доводы, приводимые налоговым органом в обоснование законности и обоснованности постановления по делу об административном правонарушении. По мнению заявителя кассационной жалобы, административное правонарушение выразилось в том, что вместо уплаченных за товар 30 рублей продавцом торговой точки был пробит контрольно-кассовый чек на сумму 29 рублей, пробитие чека на сумму менее стоимости товара приравнивается к правонарушению о неприменении контрольно-кассовой техники.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Стороны о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежаще (уведомления N 74896 от 28.10.2004, N 74897 от 25.10.2004, N 75150 от 01.11.20040).

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.



Судом установлены следующие обстоятельства по делу.

Калинин С.К. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации серии ИРП N 0005438 от 27.04.2000.

На основании поручения N 13-399 от 25.06.2004 о проведении проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов на объектах, расположенных в городе Иркутске, Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Свердловскому округу города Иркутска проведена проверка применения контрольно-кассовой техники или документов строгой отчетности при продаже товаров (оказании услуг) населению.

По результатам проверки составлен акт N 13-399 от 25.06.2004, протокол об административном правонарушении N 143 от 28.06.2004 и 08.07.2004 принято постановление N 141 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении на основании статьи 14.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление наличных денежных расчетов с населением без применения контрольно-кассовой техники в виде взыскания штрафа в размере 3000 рублей.

Данное обстоятельство явилось основанием для обращения предпринимателя в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из требований статьи 2 Закона Российской Федерации от 22.05.2003 N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“, согласно которой контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Статьей 5 Закона Российской Федерации от 22.05.2003 N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ установлено, что при применении контрольно-кассовой техники организации и индивидуальные предприниматели обязаны выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.

Согласно статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.

В силу статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Как следует из акта проверки, в ходе проверки налоговым инспектором была приобретена кран-букса в количестве 1 штуки по цене 30 рублей. Денежный расчет произведен с применением контрольно-кассовой машины Астра 100 Ф з/н 240593, г/в 2003, чек за покупку выдан в 10 часов 48 минут на сумму 29 рублей, после предъявления удостоверения был выбит чек на сумму 30 рублей, чек на сумму 29 рублей проверяющим представлен не был.

В соответствии с пунктом 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Судом установлено и не отрицается налоговым органом, что контрольно-кассовая машина в момент проведения проверки была применена и чек был пробит на сумму контрольной покупки 30 рублей, но не в 10 часов 48 минут, а в 10 часов 50 минут. Разница во времени, указанная в протоколе об административном правонарушении и на чеке, составила 2 минуты.

Совпадение времени на часах контрольно-кассовой техники и на часах проверяющих налоговым органом не проверялось, нулевой чек на контрольно-кассовой машине в целях фиксации начала времени проверки не выбивался. Чек на сумму 29 рублей, который, по утверждению представителей налоговой инспекции, был выбит при проведении проверки, налоговым органом не представлен.

Судом при установлении фактических обстоятельств по делу исследовались пояснения свидетелей Виноградова А.М., Коноплевой Л.П., Голубева В.В., в которых суд усмотрел противоречия и пришел к обоснованному выводу, что они не могут быть положены в основу как доказательства, подтверждающие совершение правонарушения.

Согласно частям 3 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Судом сделан правильный вывод, что налоговый орган не доказал фактическое неиспользование контрольно-кассового аппарата, то есть обстоятельства, послужившие основанием для привлечения индивидуального предпринимателя к административной ответственности.

Статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в том числе при отсутствии события административного правонарушения.

Исходя из изложенного следует, что в действиях предпринимателя отсутствует событие административного правонарушения, влекущего наступление ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что в силу пункта 1 статьи 24.5 настоящего Кодекса исключает производство по делу об административном правонарушении, в связи с чем суд на законных основаниях удовлетворил заявленные требования.

Оснований для переоценки исследованных доказательств по делу у кассационной инстанции нет.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 1 сентября 2004 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-15364/04-48 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Г.В.ЕЛФИМОВА

Судьи:

М.М.ШЕЛЕМИНА

П.В.ШОШИН