Решения и постановления судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.11.2004 N А19-5133/03-5-33-Ф02-4538/04-С1 Суд правомерно признал недействительным решение налогового органа о взыскании НДС, пени и штрафа за неуплату НДС, поскольку налоговая база определяется по итогам налогового периода и авансовыми платежами будут являться денежные средства, полученные в налоговые периоды, предшествующие периоду, в котором осуществляется реализация услуг.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 2 ноября 2004 г. Дело N А19-5133/03-5-33-Ф02-4538/04-С1“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Шошина П.В.,

судей: Косачевой О.И., Мироновой И.П.,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя - Лебедева А.П. (доверенность от 05.01.2004),



от ответчика - Шафран Т.В. (доверенность N 05-05/2480 от 18.05.2004), Гурина И.В. (доверенность от 05-05/4454 от 30.12.2003),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу на постановление апелляционной инстанции от 4 августа 2004 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-5133/03-5-33 (суд первой инстанции: Новогородский И.Б.; суд апелляционной инстанции: Дягилева И.П., Ибрагимова С.Ю., Буяновер П.И.),

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное унитарное предприятие “Восточно-Сибирская железная дорога“ (правопреемником которого является открытое акционерное общество “Российские железные дороги“) (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решения от 20.03.2003 N 04-24.2/1.

Решением от 26 мая 2003 года заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 5 августа 2004 года решение суда от 26 мая 2003 года отменено. Дело направлено на новое рассмотрение.

Решением суда от 26 января 2004 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 4 августа 2004 года решение суда отменено, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с постановлением апелляционной инстанции, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке его законности в связи с нарушением норм материального права.

Так, по мнению заявителя кассационной жалобы, право на применение налоговой ставки 0 процентов возникает у общества лишь после представления пакета документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации. Применение указанной ставки для налогообложения полученных авансовых и иных платежей возможно для налогоплательщика не ранее того налогового периода, в котором собран полный пакет соответствующих документов.



Кроме того, по мнению налоговой инспекции, судом сделан не подтвержденный материалами дела вывод о поступлении денежных средств на счет налогоплательщика в период отгрузки обществом товаров в таможенном режиме экспорта, в связи с чем отсутствуют основания для отнесения их к предварительной оплате или авансовым платежам.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представители налоговой инспекции поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель общества просил постановление апелляционной инстанции оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.

Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в постановлении апелляционной инстанции от 4 августа 2004 года, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Иркутской области норм материального права и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа оснований для удовлетворения кассационной жалобы не усматривает.

Как установлено Арбитражным судом Иркутской области, 20.12.2002 обществом в налоговую инспекцию представлена налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за ноябрь 2002 года.

По результатам проведенной камеральной проверки принято решение от 20.03.2003 N 04-24.2/1 о привлечении общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неуплату налога на добавленную стоимость в результате занижения налогооблагаемой базы на сумму авансовых платежей в виде взыскания штрафа в размере 29064853 рублей 40 копеек. Обществу также предложено уплатить не полностью уплаченный налог на добавленную стоимость в размере 145324267 рублей и пени за его несвоевременную уплату в размере 3688932 рублей 9 копеек.

Основанием для начисления сумм налога на добавленную стоимость послужило неотражение по строкам 550, 670, 910 раздела 2 налоговой декларации сумм авансовых и иных платежей, связанных с оплатой реализованных услуг и по которым применение налоговой ставки 0 процентов не подтверждено.

Вывод суда апелляционной инстанции о признании недействительным оспариваемого ненормативного акта соответствует нормам материального права.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта государственного органа, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, следовательно, при рассмотрении настоящего дела суд устанавливает соответствие решения налоговой инспекции закону и нарушает ли оно права и законные интересы общества.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно статьям 153, 154, 166 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с главой 21 Кодекса в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).

При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами (статья 153 Кодекса). В зависимости от особенностей реализации товаров (работ, услуг) налоговая база определяется в соответствии со статьями 155 - 162 главы 21 Кодекса (статья 154 Кодекса). Общая сумма налога при реализации товаров (работ, услуг) представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в соответствии с порядком, установленным пунктом 1 статьи 166 Кодекса.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база, определяемая в соответствии со статьями 153 - 158 Кодекса, исчисляется с учетом сумм авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Так как налоговая база определяется налогоплательщиком по итогам налогового периода, то для целей исчисления налога на добавленную стоимость авансовыми и иными платежами, полученными в счет предстоящей поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг, будут являться денежные средства, полученные налогоплательщиком от покупателей товаров (работ, услуг) в налоговые периоды, предшествующие периоду, в котором осуществляется реализация соответствующих товаров (работ, услуг).

В соответствии с пунктом 5 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации при оказании железными дорогами услуг по перевозке (транспортировке) товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, и товаров, помещенных под таможенный режим транзита, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы представляются определенные названной нормой документы.

Налоговой инспекцией в оспариваемом ненормативном акте указано о правомерности применения налоговой ставки 0 процентов при перевозках пассажиров и багажа в ноябре 2002 года.

Доводы налоговой инспекции о том, что суммы, полученные за оказанные услуги по перевозке экспортных грузов в ноябре 2002 года, являются авансовыми платежами до момента определения налоговой базы по указанным услугам - последнего дня месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации, а в случае, если полный пакет документов не собран на 181-й день, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта, - в зависимости от принятой налогоплательщиком учетной политики и подлежат налогообложению, не соответствуют нормам материального права.

Иных обстоятельств и оснований для принятия налоговой инспекцией решения от 20.03.2003 N 04-24.2/1 не указано.

С учетом вышеизложенного суд кассационной инстанции оснований для изменения или отмены постановления апелляционной инстанции не находит.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление апелляционной инстанции от 4 августа 2004 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-5133/03-5-33 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

П.В.ШОШИН

Судьи:

О.И.КОСАЧЕВА

И.П.МИРОНОВА