Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.10.2004 N А19-6617/04-51-Ф02-4415/04-С1 Суд правомерно отказал в признании частично незаконным решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности, поскольку налоговый орган обосновано уменьшил вычеты по НДС, заявленные налогоплательщиком на основании счетов-фактур, оформленных с нарушением установленных требований.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 28 октября 2004 г. Дело N А19-6617/04-51-Ф02-4415/04-С1“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Борисова Г.Н.,

судей: Брюхановой Т.А., Юдиной Н.М.,

при участии в судебном заседании представителей:

Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому округу города Иркутска - Вакулы Е.Г. (доверенность N 08/27290 от 11.08.2004), Чагдуровой Е.А. (доверенность N 08/10381 от 09.07.2004),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Сталк“ на решение от 31 мая 2004 года, постановление апелляционной инстанции от 23 августа 2004 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-6617/04-51
(суд первой инстанции: Тютрина Н.Н.; суд апелляционной инстанции: Буяновер П.И., Дягилева И.П., Ибрагимова С.Ю.),

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) “Сталк“ обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому округу города Иркутска (далее - налоговая инспекция) о признании частично незаконным решения N 05-27/122дсп от 13.04.2004 о привлечении к налоговой ответственности.

Решением суда от 31 мая 2004 года в удовлетворении заявленного требования отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 23 августа 2004 года решение суда оставлено без изменения.

ООО “Сталк“ в кассационной жалобе просит отменить решение суда и направить дело на новое рассмотрение.

Из кассационной жалобы следует, что до принятия решения по результатам налоговой проверки обществом в налоговую инспекцию были представлены исправленные счета-фактуры, однако судом эти счета-фактуры не были приняты в качестве доказательств в связи с внесением в них исправлений с нарушением порядка, предусмотренного Правилами ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах налога на добавленную стоимость.

ООО “Сталк“ считает, что не может являться основанием для отказа в применении налогового вычета нарушение пункта 8 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающего, что порядок ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж устанавливается Правительством Российской Федерации.

Также заявитель считает, что непринятие налоговым органом исправленных счетов-фактур привело к неправильному исчислению сумм налога и пеней, подлежащих уплате налогоплательщиком.

Налоговая инспекция в отзыве на кассационную жалобу не согласилась с изложенными в ней доводами, указывая, что счета-фактуры, не соответствующие требованиям к их составлению и выставлению, не
могут являться основанием для применения налоговых вычетов и возмещения налога.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

ООО “Сталк“ о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещено (уведомление от 08.10.2004 N 73462), своих представителей на судебное заседание не направило.

Проверив законность обжалуемый судебных актов в пределах полномочий, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Как следует из материалов дела, оспариваемое решение принято налоговой инспекцией по результатам выездной налоговой проверки. Данным решением ООО “Сталк“ привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на добавленную стоимость, ему дополнительно начислены налог на добавленную стоимость, пени за его несвоевременную уплату, уменьшены и увеличены за соответствующие налоговые периоды суммы налога, подлежащие возмещению.

В качестве основания для дополнительного начисления налога на добавленную стоимость, соответствующих сумм штрафа и пеней налоговая инспекция указала нарушение налогоплательщиком установленной учетной политики при исчислении налоговой базы с учетом поступивших в счет предстоящей реализации товаров (работ, услуг) авансов, определении размера налоговых вычетов, а также неправомерное применение налоговых вычетов на основании счетов-фактур, не соответствующих установленным требованиям к их составлению и выставлению.

Судебные инстанции, признавая решение налоговой инспекции законным, исходили из того, что согласно пункту 1 статьи 167 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется налогоплательщиком в зависимости от установленной учетной политики и в соответствии с пунктом 1 статьи 162 названного Кодекса подлежит увеличению на сумму авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг.

При этом на основании приказов
от 01.07.2001 N 2, от 23.01.2002 N 1, от 06.01.2003 N 1 арбитражный суд правильно признал, что в 2001, 2002 и 2003 годах согласно установленной налогоплательщиком учетной политике выручка в целях налогообложения подлежала определению по отгрузке товаров, выполнению работ или оказанию услуг.

Арбитражным судом правомерно не принята во внимание ссылка налогоплательщика на приказы от 25.07.2003 об изменении учетной политики на 2001 - 2003 годы, поскольку данные приказы приняты в нарушение законодательства о бухгалтерском учете.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Приказ Минфина России N 60н имеет дату 09.12.1998, а не 09.12.1999.

Согласно Положению по бухгалтерскому учету “Учетная политика организации“ ПБУ 1/98, утвержденному Приказом Минфина России от 09.12.1999 N 60н, изменение учетной политики должно быть обоснованным и вводится с 1 января года, следующего за годом его утверждения соответствующим организационно-распорядительным документом.

ООО “Сталк“ не подтверждено наличие оснований, предусмотренных названным Положением для изменения учетной политики. Кроме того, у общества отсутствовало право изменять учетную политику на соответствующие финансовые годы после их окончания, а также в текущем финансовом году.

Поэтому при проверке правильности исчисления налога на добавленную стоимость налоговая инспекция обоснованно исходила из установленной налогоплательщиком учетной политики, предусматривающей определение выручки в целях налогообложения по отгрузке товаров, выполнению работ, оказанию услуг.

При рассмотрении дела судебные инстанции руководствовались положениями статей 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающими право налогоплательщика на применение вычета налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, являющихся объектами налогообложения, на основании счетов-фактур, выставленных поставщиками, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога и принятие на учет указанных товаров (работ, услуг).

Из пункта 2 статьи 169 Налогового кодекса
Российской Федерации следует, что счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 указанной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

При проведении выездной проверки налоговым органом установлено, что налогоплательщиком налоговые вычеты были заявлены на основании счетов-фактур, в которых отсутствуют наименование и адрес поставщика и покупателя, присвоенные им идентификационные номера налогоплательщиков, адрес и наименование грузоотправителя и грузополучателя, подпись главного бухгалтера поставщика. Данные обстоятельства свидетельствуют о несоответствии таких счетов-фактур требованиям пунктов 5 и 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации и не оспаривались ООО “Сталк“ при проведении налоговой проверки и в судебном разбирательстве по настоящему делу.

Довод налогоплательщика о том, что налоговая инспекция необоснованно отказала в применении вычетов в связи с представлением исправленных счетов-фактур, был проверен судебными инстанциями и правомерно отклонен.

Пунктом 8 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж устанавливается Правительством Российской Федерации.

Во исполнение данной правовой нормы Правительство Российской Федерации постановлением от 02.12.2000 N 914 утвердило Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах налога на добавленную стоимость.

В нарушение пункта 14 раздела 2 названных Правил налогоплательщик необоснованно зарегистрировал в книге покупок счета-фактуры, не соответствующие нормам из заполнения.

В соответствии с пунктом 29 раздела 4 названных Правил установлен порядок исправления счетов-фактур, согласно которому исправления, внесенные в счета-фактуры, должны быть заверены подписью руководителя и печатью продавца с указанием даты внесения исправления. Представленные ООО “Сталк“ исправленные счета-фактуры данным требованиям не соответствуют, поэтому не могут
являться основанием для применения налоговых вычетов и возмещения налога.

В связи с этим соответствует закону вывод суда о правомерности уменьшения налоговым органом вычетов по налогу на добавленную стоимость, заявленных обществом на основании счетов-фактур, оформленных с нарушением установленных требований.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат.

В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в кассационной инстанции следует возложить на ООО “Сталк“ в размере 500 рублей.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 31 мая 2004 года, постановление апелляционной инстанции от 23 августа 2004 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-6617/04-51 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью “Сталк“ в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 500 рублей.

Арбитражному суду Иркутской области выдать исполнительный лист.

Председательствующий

Г.Н.БОРИСОВ

Судьи:

Т.А.БРЮХАНОВА

Н.М.ЮДИНА