Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.09.2004 N А19-14164/04-39-Ф02-3784/04-С1 Суд правомерно признал недействительным решение налогового органа о привлечении к административной ответственности за осуществление денежных расчетов с населением без применения контрольно-кассовой техники, поскольку реализация с передвижных торговых точек (автофургонов) бахчевых культур не требует применения указанной техники.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 14 сентября 2004 г. Дело N А19-14164/04-39-Ф02-3784/04-С1“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Елфимовой Г.В.,

судей: Кадниковой Л.А., Шелеминой М.М.,

при участии в судебном заседании представителей:

Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 18 по Иркутской области - Хороших И.А. (доверенность от 01.07.2004) и общества с ограниченной ответственностью “Коммерческий центр“ - Моргач Ю.П. (доверенность N 21 от 18.02.2004),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 18 по Иркутской области на решение от 28 июля 2004 года Арбитражного
суда Иркутской области по делу N А19-14164/04-39 (суд первой инстанции: Титов В.М.),

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Коммерческий центр“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением об оспаривании постановления Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 18 по Иркутской области (далее - налоговая инспекция) о привлечении общества к ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением суда от 28 июля 2004 года заявленные требования удовлетворены.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялась.

Не согласившись с принятым судебным актом, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке его законности в связи с нарушением норм материального права.

По мнению заявителя кассационной жалобы, арбитражный суд при вынесении решения ошибочно указал на то, что Федеральным законом от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ (далее - Закон) не предусмотрено применение контрольно-кассовой техники при реализации бахчевых культур с автофургонов, расположенных вне территории, отведенной для осуществления торговли.

Налоговая инспекция полагает, что торговое место, принадлежащее обществу, представляет собой обустроенную торговую точку, обеспечивающую показ и сохранность товара, следовательно, применение контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов является обязательным.

В отзыве на кассационную жалобу общество не согласилось с изложенными в ней доводами, ссылаясь на законность и обоснованность вынесенного решения.

Дело рассматривается по правилам, установленным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Стороны о дне и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления N 70811 от 27.08.2004, N 70810 от 30.08.2004).

В судебном
заседании представители сторон подтвердили доводы, содержащиеся в кассационной жалобе и отзыве на нее.

Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность решения и правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, исходя из следующего.

Как установлено Арбитражным судом Иркутской области, 24 июня 2004 года налоговой инспекцией в ходе проверки выполнения Закона в торговой точке - грузовом фургоне ГАЗ-3307, находящемся по адресу: Иркутская область, город Шелехов, квартал 8, автомобильная парковка напротив магазина “Сибирь“, принадлежащем обществу, установлен факт неприменения контрольно-кассовой машины при осуществлении наличных денежных расчетов.

Данный факт зафиксирован должностными лицами налоговой инспекции в акте проверки от 24.06.2004 N 224-02.

25 февраля 2004 года составлен протокол об административном правонарушении N 224-02, которым установлено, что обществом при реализации товара (арбуз в количестве 1 штуки) на общую сумму 52 рубля осуществлен наличный денежный расчет без применения контрольно-кассовой техники, что является основанием для привлечения последнего к ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением исполняющего обязанности руководителя налоговой инспекции от 30 июня 2004 года N 254-02 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения штрафа в размере 300 минимальных размеров оплаты труда, что составляет 30000 рублей.

Удовлетворяя требования заявителя, суд исходил из того, что обществом при реализации бахчевых культур с автофургона, расположенного вне территории, отведенной для осуществления торговли, наличные денежные расчеты производятся без применения контрольно-кассовой техники, и существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных нарушениях, не позволивших всесторонне, полно и
объективно рассмотреть дело, не установлено.

Данный вывод суда является правильным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

В частности, при осуществлении наличных денежных расчетов при торговле из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами применение контрольно-кассовой техники необязательно.

Из материалов дела следует, что 24 июня 2004 года общество по адресу: Иркутская область, город Шелехов, квартал 8, автомобильная парковка напротив магазина “Сибирь“, осуществляло реализацию бахчевых культур (арбузов) в торговой точке - грузовом фургоне ГАЗ-3307.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что общество правомерно осуществляло наличные денежные расчеты при реализации бахчевых культур без применения контрольно-кассовой техники.

Суд правильно указал, что состав административного правонарушения в действиях общества отсутствует.

Довод кассационной жалобы об ошибочном указании суда на то, что Законом на общество не возложена обязанность по применению контрольно-кассовой техники, является необоснованным.

Необоснованным является и довод налоговой инспекции о том, что торговое место, принадлежащее обществу, представляет собой обустроенную торговую точку, обеспечивающую показ и сохранность товара, в связи с чем применение контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов является обязательным.

Реализация обществом бахчевых культур является основанием для освобождения общества от обязанности
по применению контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.

С учетом изложенного решение от 28 июля 2004 года является законным и обоснованным и изменению или отмене в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 28 июля 2004 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-14164/04-39 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Г.В.ЕЛФИМОВА

Судьи:

Л.А.КАДНИКОВА

М.М.ШЕЛЕМИНА