Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.08.2004 N А33-7373/04-С6-Ф02-3328/04-С1 Суд правомерно признал недействительным постановление налогового органа о привлечении к административной ответственности, поскольку материалами дела доказан факт неоприходования по кассе денежных средств, полученных заявителем за проданный товар.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 24 августа 2004 г. Дело N А33-7373/04-С6-Ф02-3328/04-С1“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Пущиной Л.Ю.,

судей: Гуменюк Т.А., Кадниковой Л.А.,

представители сторон участия в судебном заседании не принимали,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому району г. Красноярска на решение от 14 мая 2004 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-7373/04-С6 (суд первой инстанции: Фролов Н.Н.),

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Орлан-Сервис“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам
и сборам по Октябрьскому району г. Красноярска (далее - налоговая инспекция) об оспаривании постановления N 08/04 от 29.03.2004 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 40000 рублей.

Решением суда от 14 мая 2004 года заявленные требования удовлетворены.

В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда не проверялись.

Не согласившись с принятым судебным актом, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новое решение.

По мнению заявителя кассационной жалобы, привлечение общества к ответственности, предусмотренной статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, правомерно, так как документальным подтверждением возврата денег могут служить лишь документы, оформленные в соответствии с порядком, определенным Типовыми правилами. Если к акту по Форме КМ-3 не приложен чек за возвращенную покупку, то данный акт не является документальным подтверждением возврата денег.

Налоговая инспекция отзыв на кассационную жалобу не представила.

Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления N 84360 от 07.08.2004, N 84359 от 09.08.2004), однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалованных судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Красноярского края норм материального права и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует
из материалов дела, налоговой инспекцией 19.03.2004 была проведена проверка общества по вопросам полноты учета выручки, полученной с применением контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов с населением, за период с 01.03.2004 по 12.03.2004 с составлением акта проверки от 19.03.2004.

По результатам проверки налоговой инспекцией составлен протокол от 19.03.2004 об административном правонарушении, в котором отражен факт превышения выручки фискального отчета по сравнению с выручкой данных Д-т сч. 50, разница составила 3505 рублей 96 копеек, что ведет к неполному оприходованию выручки.

Постановлением от 29.03.2004 N 08/04 по делу об административном правонарушении общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 40000 рублей.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные обществом требования, правомерно исходил из того обстоятельства, что налоговая инспекция не доказала факт неоприходования по кассе выручки в размере 3505 рублей 96 копеек.

В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении
порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

Суд кассационной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции о том, что налоговой инспекцией не представлены доказательства, опровергающие доводы общества, и что разница в суммах обнаружения налоговым органом возникла в связи с возвратом денежных средств покупателям.

Также не опровергнуты налоговым органом и доводы общества в той части, что отсутствие прилагаемых к актам кассовых чеков является следствием возврата денежных сумм покупателям на основании пункта 5 статьи 18 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 “О защите прав потребителей“ (в редакции Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ), в соответствии с которым потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору требовать, в том числе, расторжения договора купли-продажи, при этом отсутствие у потребителя кассового чека не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.

Таким образом, налоговой инспекцией не доказано наличие в действиях (бездействии) общества объективной стороны правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В связи с тем, что решение от 15 мая 2004 года является законным и обоснованным, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 14 мая 2004 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-7373/04-С6 оставить без изменения, а кассационную жалобу
- без удовлетворения.

Председательствующий

Л.Ю.ПУЩИНА

Судьи:

Т.А.ГУМЕНЮК

Л.А.КАДНИКОВА