Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.08.2004 N А19-6854/04-51-Ф02-3213/04-С1 Дело по заявлению о признании незаконным решения налогового органа в части отказа в возмещении из бюджета НДС передано на новое рассмотрение, поскольку судом не дана оценка представленным налогоплательщиком первичным бухгалтерским документам на достоверность содержащихся в них сведений.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 17 августа 2004 г. Дело N А19-6854/04-51-Ф02-3213/04-С1“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Шошина П.В.,

судей: Елфимовой Г.В., Парской Н.Н.,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя - Нешта С.А. (доверенность от 17.08.2004),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному округу города Братска на решение от 8 июня 2004 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-6854/04-51 (суд первой инстанции: Тютрина Н.Н.),

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество “Востоклес“ (далее - ЗАО “Востоклес“) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением,
уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному округу города Братска (далее - налоговая инспекция) о признании незаконным решения от 20.01.2004 N 07-1/36 в части отказа в возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость в сумме 367415 рублей 60 копеек.

Решением суда от 8 июня 2004 года заявленные требования удовлетворены.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.

Не согласившись с решением суда, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

По мнению заявителя кассационной жалобы, суд не принял во внимание довод о том, что ЗАО “Востоклес“ при подаче налоговой декларации на возмещение налога на добавленную стоимость не представило товарно-транспортные накладные, которые являются первичными документами, подтверждающими принятие товара на учет.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Дело рассматривается по правилам, установленным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Налоговая инспекция о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена надлежащим образом (почтовое уведомление N 83463 от 24.07.2004), но своих представителей в судебное заседание не направила, поэтому дело слушается без их участия.

В судебном заседании представитель ЗАО “Востоклес“ возражал против удовлетворения кассационной жалобы, считая ее доводы несостоятельными, и просил оставить судебный акт без изменения.

Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность решения от 8 июня 2004 года и правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа находит
кассационную жалобу подлежащей удовлетворению, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, ЗАО “Востоклес“ представило 20.10.2003 в налоговую инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за сентябрь 2003 года (31.10.2003 - уточненную декларацию), согласно которой возмещению из бюджета подлежал налог на добавленную стоимость в сумме 736050 рублей.

По результатам камеральной проверки налоговой инспекцией принято решение от 20.01.2004 об отказе ЗАО “Востоклес“ в возмещении налога на добавленную стоимость, в том числе в оспариваемой сумме 367415 рублей 60 копеек.

Причиной отказа в возмещении налога на добавленную стоимость послужило непредставление ЗАО “Востоклес“ налоговой инспекции по требованию N 07-1/663 от 13.01.2003 товаросопроводительных документов (товарно-транспортные, железнодорожные накладные), на основании которых произведено принятие на учет лесопродукции, поступившей от ООО “Трансавто“, ООО “Братсклеспром“, ООО “Ода“ и Тангуйского лесхоза.

Не согласившись с данным решением налогового органа, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 367415 рублей 60 копеек.

Решение арбитражного суда об удовлетворении заявленных требований является недостаточно обоснованным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), подлежат вычетам после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг).

Согласно статье 9 Федерального закона “О бухгалтерском учете“ бухгалтерский учет ведется на основании первичных учетных документов, которыми оформляются все хозяйственные операции, проводимые организацией.

Пунктом 2 Инструкции Министерства финансов СССР N 156, Государственного банка СССР N 30, Центрального статистического управления при Совете Министров СССР N 354/7, Министерства автомобильного транспорта РСФСР N 10/998 от 30.11.1983 “О порядке расчетов
за перевозки грузов автомобильным транспортом“ (Инструкция) предусмотрено, что перевозка грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и международном сообщениях осуществляется только при наличии оформленной товарно-транспортной накладной утвержденной формы 1-т согласно приложению N 1.

Предприятия, организации и учреждения, осуществляющие перевозки грузов для нужд своего производства на собственных и арендуемых автомобилях, также обязаны оформлять товарно-транспортные накладные формы 1-т.

Пунктом 6 названной Инструкции установлено, что товарно-транспортная накладная является единственным документом, служащим для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета.

В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 N 835 “О первичных учетных документах“ в целях реализации положений Федерального закона “О бухгалтерском учете“, возложившего на Государственный комитет Российской Федерации по статистике функции по разработке и утверждению альбомов унифицированных форм первичной учетной документации и их электронных версий, Госкомстат России постановлением от 28.11.1997 разработал и утвердил Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте, в котором содержится форма товарно-транспортной накладной 1-т.

Суд, делая вывод, что представленных в налоговую инспекцию документов достаточно для подтверждения налоговых вычетов и возмещения налога на добавленную стоимость, поскольку они соответствуют требованиям статей 164, 165, 172 Налогового кодекса Российской Федерации, не исследовал вышеуказанные положения нормативных правовых актов и не дал оценки доводам налоговой инспекции, послужившим основанием для отказа в возмещении налога на добавленную стоимость.

При новом рассмотрении суду при оценке представленных доказательств и доводов необходимо учесть, что документы должны быть достоверными, не иметь противоречий в содержащихся в них сведениях, которые исключают идентификацию полученного налогоплательщиком и впоследствии
поставленного им на экспорт товара.

Поскольку суд с учетом вышеназванных норм не проверил соответствие представленных налогоплательщиком в налоговую инспекцию доказательств, подтверждающих принятие на учет товаров, материалам дела и не установил имеющие значение для дела обстоятельства, решение от 8 июня 2004 года подлежит отмене на основании части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с передачей дела на новое рассмотрение.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 8 июня 2004 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-6854/04-51 отменить, а дело направить на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд.

Председательствующий

П.В.ШОШИН

Судьи:

Г.В.ЕЛФИМОВА

Н.Н.ПАРСКАЯ