Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.08.2004 N А19-6102/04-21-Ф02-3116/04-С1 Суд правомерно признал незаконным постановление налогового органа о привлечении к административной ответственности за уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота алкогольной продукции, поскольку ответчик не доказал, что действия заявителя были направлены на сокрытие или занижение налоговых платежей.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 12 августа 2004 г. Дело N А19-6102/04-21-Ф02-3116/04-С1“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Пущиной Л.Ю.,

судей: Гуменюк Т.А., Кадниковой Л.А.,

при участии в судебном заседании представителей:

общества с ограниченной ответственностью “Усердие“ - Фоминой В.Н. (доверенность от 01.06.2004), Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу - Казаковой Ю.Н. (доверенность N 08-20/004681 от 22.03.2004), Сверловой Т.В. (доверенность N 08-20/011557 от 15.07.2004),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому
автономному округу на решение от 8 июня 2004 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-6102/04-21 (суд первой инстанции: Стрижова Т.Ю.),

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Усердие“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу (далее - налоговая инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 25.03.2004 N 19 о назначении административного наказания, предусмотренного статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 30000 рублей.

Решением суда от 8 июня 2004 года заявленные требования удовлетворены.

В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда не проверялись.

Не согласившись с принятым судебным актом, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.

По мнению заявителя кассационной жалобы, выводы суда о том, что данное административное правонарушение может быть совершено юридическим лицом только в форме прямого умысла, не соответствуют законодательству.

В отзыве на кассационную жалобу общество указывает на ее необоснованность и просит решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалованных судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Иркутской области норм материального права и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела, налоговой
инспекцией с 10.03.2004 по 19.03.2004 проведена выборочная проверка объемов оборота алкогольной продукции, представленных обществом за период с 01.10.2003 по 31.12.2003 в “Декларации об объемах оборота этилового спирта, алкогольной продукции и виноматериалов“, в результате которой установлено расхождение сведений, изложенных в счетах-фактурах, об оборотах алкогольной продукции с данными, отраженными в “Декларации об объемах оборота этилового спирта, алкогольной продукции и виноматериалов“. Общее расхождение по закупленному количеству вина виноградного в сторону увеличения составило 0,01 тыс. дал., что привело к искажению сведений, отраженных в графе “Закупка алкогольной продукции“ в декларации по форме N 5 за 2003 год. Данные факты отражены в акте N 38-42 П от 19.03.2004.

По результатам проверки составлен протокол N 19 от 19.03.2004 об административном правонарушении и принято заместителем руководителя налоговой инспекции постановление N 19 от 25.03.2004, в соответствии с которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 30000 рублей.

Данные обстоятельства явились основанием для обращения общества с заявлением о признании указанного постановления незаконным и его отмене.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что налоговым органом не представлено доказательств умышленной вины общества в искажении данных декларации об объемах оборота этилового спирта, алкогольной продукции и виноматериалов.

Кассационная инстанция считает, что судом первой инстанции нормы материального права применены правильно.

В соответствии с пунктом 2 статьи 26 Федерального закона “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ от 22.11.1995 N 171-ФЗ (в редакции Федерального закона от 25.07.2002 N 116-ФЗ) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
запрещается искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме этилового спирта или оборота этилового спирта либо алкогольной продукции.

За несоблюдение названной нормы закона, а именно, уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта и спиртосодержащей продукции, об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в виде наложения на юридическое лицо штрафа в размере от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.

Таким образом, объектом данного правонарушения является порядок представления декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта.

Арбитражным судом Иркутской области сделан правильный вывод о том, что административная ответственность за данное правонарушение наступает при заведомом, умышленном совершении деяния.

В соответствии с частью 1.4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых доказана его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно пункту 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Кассационная инстанция считает, что судом сделан правильный вывод о том, что налоговой инспекцией документально не подтверждено, что, указывая общий объем поступившей алкогольной продукции в сторону увеличения на 0,01 тыс. дал., общество имело умысел скрыть количество поступившего виноградного вина, указав в декларации
количество большее, чем поступило по счетам-фактурам, и что данное юридическое лицо сознавало противоправность своих деяний с целью сокрытия или занижения налогов либо с целью иного незаконного улучшения финансового состояния общества.

При таких обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 8 июня 2004 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-6102/04-21 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Л.Ю.ПУЩИНА

Судьи:

Т.А.ГУМЕНЮК

Л.А.КАДНИКОВА