Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.08.2004 N А74-2084/03-К2-Ф02-3026/04-С2 Судебные инстанции правомерно удовлетворили исковые требования о взыскании убытков, поскольку материалами дела доказан факт неисполнения ответчиками обязательств по компенсации затрат, произведенных истцом в связи с реализацией законно установленных и обеспеченных бюджетным финансированием льгот.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 10 августа 2004 г. Дело N А74-2084/03-К2-Ф02-3026/04-С2“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Рюмкиной М.Д.,

судей: Воробьевой Н.М., Кулакова В.И.,

при участии в судебном заседании:

представителя муниципального унитарного предприятия “Троллейбусное управление“ - Сергеева В.В. (доверенность от 01.03.2004),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов и экономики Республики Хакасия на решение от 30 января 2004 года, постановление от 3 мая 2004 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-2084/03-К2 (суд первой инстанции: Каспирович Е.В.; суд апелляционной инстанции: Сидельникова Т.Н., Журба Н.М., Парфентьева О.Ю.),

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное унитарное предприятие (МУП) “Троллейбусное
управление“ обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с иском к Управлению социальной защиты населения администрации г. Абакана о взыскании убытков в сумме 528497 рублей.

Определением от 25 июня 2003 года привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика Министерство труда и социального развития Республики Хакасия, Министерство финансов и экономики Республики Хакасия.

Определением от 15 августа 2003 года привлечены в качестве ответчиков по делу Министерство труда и социального развития Республики Хакасия, Министерство финансов и экономики Республики Хакасия.

Впоследствии истец уточнил исковые требования и просил взыскать убытки с ответчиков в размере 986370 рублей.

Решением от 30 января 2004 года с казны Республики Хакасия в лице Министерства финансов и экономики Республики Хакасия в пользу МУП “Троллейбусное управление“ взысканы убытки в сумме 986370 рублей, составляющие компенсацию предоставленных ветеранам льгот по проезду в муниципальном транспорте в рамках реализации Федерального закона “О ветеранах“ за период с 01.01.2003 по 01.08.2003. В удовлетворении иска к Управлению социальной защиты населения администрации г. Абакана и к Министерству труда и социального развития Республики Хакасия отказано.

Суд апелляционной инстанции 3 мая 2004 года решение от 30 января 2004 года оставил без изменения.

Не согласившись с выводами суда первой и апелляционной инстанций, Министерство финансов и экономики Республики Хакасия обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 30 января 2004 года и постановление от 3 мая 2004 года полностью и направить дело на новое рассмотрение.

По мнению заявителя кассационной жалобы, арбитражным судом неправильно применены нормы материального права (пункт 1 статьи 314 Гражданского
кодекса Российской Федерации, статьи 15, 32, 219, 226 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 3.5 раздела 13 приложения N 2 к постановлению Правительства Республики Хакасия от 29.01.2003 N 16). Выводы арбитражного суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.

МУП “Троллейбусное управление“ в отзыве на кассационную жалобу доводы последней отклонило, указав на их необоснованность.

В судебном заседании представитель МУП “Троллейбусное управление“ поддержал позицию, изложенную в отзыве на кассационную жалобу.

Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив материалы дела, исследовав доводы кассационной жалобы, заслушав представителя истца, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как следует из материалов дела, 04.02.2003 между МУП “Троллейбусное управление“ и Управлением социальной защиты населения администрации г. Абакана заключен договор N 9 “О совместной деятельности по реализации федеральных законов “О ветеранах“, “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“.

В соответствии с условиями данного договора МУП “Троллейбусное управление“ обязалось предоставлять льготы по проезду на городском транспорте категориям граждан, предусмотренным Федеральными законами “О ветеранах“, “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“, на городских маршрутах, выполняемых по договорам с администрацией г. Абакана в объеме, определяемом вышеуказанными законами (пункт 1.2 договора).

Управление социальной защиты населения администрации г. Абакана направляет денежные средства, поступившие от Министерства труда и социального развития Республики Хакасия на реализацию полномочий субъекта Российской Федерации по предоставлению льгот по оплате проезда, в адрес МУП “Троллейбусное управление“.

МУП “Троллейбусное управление“ обязуется производить расчет возмещения расходов по предоставлению льгот по
методике, утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия N 16 от 29.10.2003, на городском транспорте, представлять Управлению социальной защиты населения администрации г. Абакана для возмещения расходов ежеквартально копии бухгалтерской отчетности, счет-фактуру и расчет фактических затрат, понесенных при перевозке пассажиров по нулевым билетам с распределением по категориям льготополучателей, но не превышающих расчетов по акту хронометража количества поездок.

Акты хронометража количества поездок оформляются на летний (с 1 мая по 31 октября) и зимний (с 1 ноября по 30 апреля) периоды представителями перевозчиков пассажиров, органов социальной защиты населения и муниципальных органов при участии представителя Министерства труда и социального развития Республики Хакасия. В случае отсутствия убытков от перевозки льготных категорий граждан, подтвержденных бухгалтерской отчетностью, возмещение не производится (пункт 3 договора).

Управление социальной защиты населения администрации г. Абакана обязуется для оформления актов хронометражей и распределения количества поездок по категориям льготников два раза в год предоставлять данные о численном количестве этих категорий на летний и зимний периоды (пункт 3.2 договора).

Распорядителем бюджетных средств, направляемых на реализацию Федеральных законов “О ветеранах“, “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“, является Министерство труда и социального развития Республики Хакасия (пункт 5.1 договора).

Перечисление денежных средств осуществляется через отделение федерального казначейства по г. Абакану в пределах утвержденных лимитов на финансирование Федеральных законов (пункт 5.2 договора).

Годовой лимит для МУП “Троллейбусное управление“ составляет: Федеральный закон “О ветеранах“ - 3202590 рублей, “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ - 1188009 рублей, “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ - 42946 рублей (пункт 5.3
договора).

МУП “Троллейбусное управление“ во исполнение договора от 04.02.2003 N 9 предоставило ветеранам льготы по проезду в городском транспорте общего пользования (кроме такси).

Затраты по предоставлению льгот в связи с реализацией Федерального закона “О ветеранах“ не были возмещены в полном объеме, в результате чего за период с 01.10.2003 по 01.06.2003 у истца возникли убытки (с учетом уточнений) в размере 986370 рублей, что явилось основанием для обращения МУП “Троллейбусное управление“ с иском в арбитражный суд с требованием о возмещении убытков.

В обоснование своих требований истец представил: счета-фактуры, акты сверки расчетов, договор N 9 от 04.02.2003, акты хронометража количества поездок.

Возражая против заявленных требований, Министерство финансов и экономики Республики Хакасия указало на то, что главным распорядителем денежных средств, направляемых на реализацию Федерального закона “О ветеранах“, является Министерство труда и социального развития Республики Хакасия, которое должно профинансировать Управление социальной защиты населения г. Абакана в пределах лимитов.

Лимиты на реализацию льгот ветеранам были утверждены в размере 34029,8 тысячи рублей, Министерство труда и социального развития Республики Хакасия профинансировано на 39291,866 тысячи рублей, в том числе на реализацию льгот по оплате проезда - 7668866 тысяч рублей.

Главный распорядитель средств республиканского бюджета выступает в суде от имени казны Республики Хакасия по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) должностных лиц и органов, по ведомственной принадлежности, по искам подведомственных предприятий и учреждений, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности.

Выплата средств по исполнительным листам производится за счет казны Республики Хакасия из средств республиканского бюджета, выделенных государственным органом исполнительной власти Республики Хакасия как главным распорядителем средств республиканского бюджета. Истец, предъявляя иск к нескольким ответчикам, нарушил
требования пункта 4 части 2 статьи 125 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Управление социальной защиты населения администрации г. Абакана, возражая против заявленных требований, указало на то, что не является надлежащим ответчиком по делу. В силу статей 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации ответчиком по делу должно являться Министерство финансов и экономики Республики Хакасия. Ответственность Республики Хакасия за неисполнение Федерального закона “О ветеранах“, которым предусмотрено предоставление льгот ветеранам по проезду без каких-либо ограничений, не может ограничиваться размером лимитов бюджетных обязательств.

Возражая против заявленных требований, Министерство труда и социального развития Республики Хакасия указало на то, что не является надлежащим ответчиком по делу ни в силу договора, ни в силу закона. Министерство труда и социального развития Республики Хакасия указало, что обязательства по финансированию Управления социальной защиты населения г. Абакана им как главным распорядителем бюджетных средств выполнены в том же объеме, какой фактически получен от Министерства финансов и экономики Республики Хакасия.

У истца отсутствует право требования задолженности за июль месяц 2003 года, так как ни порядок финансирования, ни утвержденные лимиты бюджетных обязательств, ни заключенные договоры и соглашения о финансировании не предусматривают месячных сроков финансирования. Фактические расходы истца, превышающие размеры утвержденных лимитов бюджетных обязательств, должны учитываться по итогам финансового года и по истечении года предъявляться к оплате и должны быть заявлены как кредиторская задолженность при утверждении лимитов на последующий финансовый год.

Удовлетворяя исковые требования за счет казны Республики Хакасия в лице Министерства финансов и экономики Республики Хакасия, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность финансирования льгот по проезду ветеранов возложена на субъект Российской Федерации - Республику Хакасия. В
связи с неисполнением Республикой Хакасия обязательств по финансированию льгот в рамках реализации Федерального закона “О ветеранах“ у истца возникли убытки.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о ненадлежащем исполнении Республикой Хакасия обязательств по финансированию льгот в рамках реализации Федерального закона “О ветеранах“ по аналогичным основаниям.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа соглашается с выводами Арбитражного суда Республики Хакасия, полагая, что они основаны на полном, всестороннем исследовании представленных доказательств.

Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 10 Федерального закона “О ветеранах“ расходы, связанные с реализацией льгот для ветеранов по оплате проезда на всех видах городского транспорта, возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем выделенные на указанные цели бюджетные средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы МУП “Троллейбусное управление“. В этой части материальные потери являются для истца убытками.

Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Федеральный закон “О ветеранах“ не предусматривает возмещение убытков в меньшем размере (в объеме финансирования).

Неисполнение государством своих обязательств по компенсации затрат, произведенных организацией в связи с реализацией законно установленных и обеспеченных бюджетным финансированием льгот, влечет возникновение у такой организации убытков и как следствие - неосновательное сбережение государством
средств, подлежащих в соответствии с законодательством перечислению организациям в качестве возмещения затрат, произведенных в связи с предоставлением льгот.

Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что факт предоставления льгот ветеранам установлен. Указанное обстоятельство подтверждается материалами дела.

Удовлетворяя исковые требования за счет казны Республики Хакасия в лице Министерства финансов и экономики Республики Хакасия, арбитражный суд правомерно руководствовался статьями 15, 16, 125, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 10 Федерального закона “О ветеранах“, Законом Республики Хакасия от 25.06.1998 N 34 “Об управлении государственной собственностью Республики Хакасия“, Законом Республики Хакасия от 27.12.2002 N 73 “О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2003 год“.

В результате анализа указанных нормативно-правовых актов, регламентирующих основания и порядок предоставления льгот ветеранам и последующей компенсации расходов коммерческим организациям, осуществляющим предоставление льгот, исследования представленных доказательств, Арбитражный суд Республики Хакасия пришел к обоснованному выводу о наличии достаточных оснований для удовлетворения исковых требований за счет средств казны Республики Хакасия в лице Министерства финансов и экономики Республики Хакасия.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о том, что Арбитражным судом Республики Хакасия правильно определены характер спорных взаимоотношений, основания возникновения обязательств, основания применения ответственности в связи с их неисполнением, определенной истцом как убытки, субъекты ответственности, размер убытков.

В связи с изложенным Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что решение от 30 января 2004 года, постановление от 3 мая 2004 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-2084/03-К2 приняты с соблюдением норм материального и норм процессуального права, в связи с чем подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286
- 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 30 января 2004 года, постановление от 3 мая 2004 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-2084/03-К2 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

М.Д.РЮМКИНА

Судьи:

Н.М.ВОРОБЬЕВА

В.И.КУЛАКОВ