Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.08.2004 N А19-4129/04-45-Ф02-2932/04-С1 Суд правомерно отказал в признании недействительным решения налогового органа о начислении налога на пользователей автодорог, поскольку заявитель необоснованно считал, что у него с соответствующей даты отсутствовала обязанность по уплате указанного налога.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 5 августа 2004 г. Дело N А19-4129/04-45-Ф02-2932/04-С1“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Шошина П.В.,

судей: Елфимовой Г.В., Парской Н.Н.,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя - Семенникова Р.Н. (доверенность N 001-129 от 16.07.2004),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества “Целлюлозно-картонный комбинат“ на решение от 6 апреля 2004 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-4129/04-45 (суд первой инстанции: Рудых А.И.),

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Целлюлозно-картонный комбинат“ (далее -общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам
и сборам по Центральному округу города Братска Иркутской области (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решения налоговой инспекции N 07-1/405-2 от 14.11.2003.

Решением от 6 апреля 2004 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.

Не согласившись с решением суда, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке его законности в связи с нарушением норм материального права.

По мнению заявителя кассационной жалобы, налог на пользователей автомобильных дорог отменен с 01.09.2002, поэтому у общества отсутствовала обязанность по его исчислению и уплате, и он не подлежал взиманию.

В отзыве на кассационную жалобу налоговая инспекция считает доводы, изложенные в ней, несостоятельными, ссылаясь на законность и обоснованность принятого решения.

Дело рассматривается по правилам, установленным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель общества подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Налоговая инспекция о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена надлежащим образом (почтовое уведомление N 82239 от 07.07.2004), однако своих представителей на судебное заседание не направила, поэтому дело рассматривается в их отсутствие.

Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность решения и правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению исходя из следующего.

Как установлено Арбитражным судом Иркутской области, налоговой инспекцией проведена камеральная проверка представленной обществом уточненной налоговой декларации за 2002 год по налогу на пользователей автомобильных дорог, по результатам которой принято решение N 07-1/405-2 от 14.11.2003 “Об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения“.

Указанным
решением установлено неисчисление налогоплательщиком налога на пользователей автомобильных дорог за 2002 год в сумме 16724822 рублей в результате занижения выручки от реализации продукции (работ, услуг).

В пункте 2 решения указано на необходимость произвести начисление в лицевой счет общества налога на пользователей автомобильных дорог в размере 16724822 рублей. Обществу также предложено внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.

Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным, а именно раздела 2 его резолютивной части как противоречащей статьям 2, 21 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации“ и статье 2 Федерального закона N 147-ФЗ от 31.07.1998 “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации“.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Иркутской области исходил из того, что налоговым органом правомерно произведено начисление суммы налога на пользователей автомобильных дорог за 9 месяцев 2002 года в размере 16724822 рублей, поскольку налогоплательщик был обязан уплачивать налог до конца 2002 года.

Данный вывод суда является правильным.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации“ подпункт “м“ пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ исключен, пункт 1 статьи 20 дополнен подпунктом “ж“ - транспортный налог.

Согласно статье 21 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ статья 2 вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Вместе
с тем пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

В соответствии со статьей 55 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по налогу на пользователей автомобильных дорог является год.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 4 октября 2001 года N 183-О, от 6 декабря 2001 года N 258-О, от 20 апреля 2002 года N 83-О, требование пункта 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации об установлении всех существенных элементов налогообложения в акте законодательства о налогах и сборах является обязательным для всех налогов, которые устанавливаются и вводятся в действие после 1 января 1999 года.

Закон Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“ принят 18 октября 1991 года (то есть до вступления в силу Конституции Российской Федерации и части первой Налогового кодекса Российской Федерации) и отвечает тем требованиям к актам законодательства о налогах и сборах, которые были закреплены Законом Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“.

Следовательно, статья 2 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ об исключении подпункта “м“ из пункта 1 статьи 19 и дополнении подпунктом “ж“ - транспортный налог пункта 1 статьи 20 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ вступила в силу с 1 января 2003 года.

Кроме того, как установлено статьей 9 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ, пункт 1 статьи 3 “Источники образования территориальных дорожных фондов“ Закона
Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“ предусматривает образование целевых бюджетных средств территориальных дорожных фондов за счет в том числе транспортного налога.

Согласно статье 21 названного Закона вышеуказанная статья 9 вступает в силу с 1 января 2003 года.

Более того, в абзаце 4 статьи 20 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ Правительству Российской Федерации поручено в связи с отменой с 1 января 2003 года налога на пользователей автомобильных дорог предусмотреть выделение из федерального бюджета субвенций.

Из системного толкования вышеуказанных норм следует, что налог на пользователей автомобильных дорог отменен с 01.01.2003, поэтому общество обязано было его уплачивать до конца 2002 года.

Арбитражный суд Иркутской области, проверяя произведенное налоговой инспекцией начисление сумм налога на пользователей автомобильных дорог, исходил из того, что налогооблагаемая база для исчисления налога на пользователей автомобильных дорог, отраженная налогоплательщиком в уточненной декларации за 2002 год, составила 4624597100 рублей, сумма налога, подлежащая доплате в бюджет города Братска, по данным налогоплательщика, составила 0 рублей.

Налогооблагаемая база для исчисления налога на пользователей автомобильных дорог за 2002 год, исчисленная налоговым органом в результате проведенной камеральной проверки, составила 6678767884 рубля, в том числе: выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг - 6640894846 рублей, выручка от перепродажи товаров - 395609147 рублей, выручка от реализации других видов деятельности - 19139797 рублей, покупная цена перепроданных товаров - 376875933 рубля.

Сумма налога, подлежащая доплате в бюджет за 2002 год по налогу на пользователей автомобильных дорог, составила 16724822 рубля.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов
местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражный суд с учетом того, что общество необоснованно считало, что у него отсутствовала с 01.09.2002 обязанность по уплате налога на пользователей автомобильных дорог, правомерно отказал в признании обжалуемого решения недействительным как принятого в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах.

Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Иркутской области должно быть оставлено без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 6 апреля 2004 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-4129/04-45 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

П.В.ШОШИН

Судьи:

Г.В.ЕЛФИМОВА

Н.Н.ПАРСКАЯ