Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.07.2004 N А19-1876/04-41-Ф02-2776/04-С1 Судебные инстанции правомерно отказали в удовлетворении требований налогового органа о взыскании штрафа за непредставление справок по операциям и счетам налогоплательщиков - клиентов банка, поскольку в действиях ответчика отсутствует состав данного правонарушения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 22 июля 2004 г. Дело N А19-1876/04-41-Ф02-2776/04-С1“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Пущиной Л.Ю.,

судей: Елфимовой Г.В., Кадниковой Л.А.,

при участии в судебном заседании: представителя Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (открытое акционерное общество) Князева М.Г. (доверенность N 30-03/88 от 20.06.2003),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному округу г. Братска Иркутской области на решение от 18 февраля 2004 года и постановление апелляционной инстанции от 20 апреля 2004 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-1876/04-41
(суд первой инстанции: Деревягина Н.В.; суд апелляционной инстанции: Дягилева И.П., Буяновер П.И., Сорока Т.Г.),

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному округу г. Братска Иркутской области (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о взыскании с Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (открытое акционерное общество), далее - АК Сбербанк РФ (ОАО), налоговых санкций за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 10000 рублей.

Решением суда от 19 февраля 2004 года в удовлетворении требований отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 20 апреля 2004 года решение суда от 19 февраля 2004 года оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми судебными актами, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалованные судебные акты отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.

По мнению заявителя кассационной жалобы, обязанность банка выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в течение пяти дней после мотивированного запроса предусмотрена пунктом 2 статьи 86 Налогового кодекса РФ, в нарушение указанной нормы АК Сбербанк РФ (ОАО) такие справки налоговому органу не представлены.

По мнению заявителя кассационной жалобы, арбитражным судом при вынесении судебных актов нарушен пункт 3 статьи 7 Закона Российской Федерации “О налоговых органах“ от 21.03.1991 N 943-1.

В отзыве на кассационную жалобу АК Сбербанк РФ (ОАО) просит судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления N 81988
от 05.07.2004, N 81992 от 09.07.2004), однако представитель налоговой инспекции в судебное заседание не явился, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.

Дело рассматривается по правилам, установленным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность судебных актов и правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.

Как установлено Арбитражным судом Иркутской области, налоговой инспекцией в адрес АК Сбербанк РФ (ОАО) были направлены требования N 07-1/607 от 22.07.2003, N 07-1/621 от 22.07.2003 о представлении информации о движении денежных средств по корреспондентскому счету филиала АК Сбербанк РФ (ОАО) Байкальского банка г. Иркутска, отражающих поступление денежных средств предпринимателям Скурат В.В. и Никитиной В.В.

В связи с непредставлением в установленный срок вышеуказанных сведений налоговой инспекцией принято решение N 07-1/350 от 17.03.2003 о привлечении АК СБ РФ (ОАО) к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 135.1 Налогового кодекса РФ, за непредставление в установленный срок по мотивированному запросу налогового органа справок по операциям и счетам налогоплательщиков - клиентов банка, в виде штрафа в размере 10000 рублей.

Неисполнение АК Сбербанком РФ (ОАО) решения N 07-1/350 от 17.03.2003 и требования N 6332 от 17.09.2003 в установленный срок в добровольном порядке послужило основанием для обращения налогового органа в суд с заявлением о его взыскании.

Суд, отказывая в удовлетворении заявленных требований о взыскании штрафных санкций, обоснованно исходил из того, что в действиях банка отсутствует состав правонарушения, предусмотренный пунктом 1 статьи 135.1 Налогового кодекса
Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 86 Налогового кодекса РФ банки обязаны выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке, определяемом законодательством РФ, в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа.

Согласно статье 87 Налогового кодекса РФ налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.

Если при проведении камеральных проверок и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора) (встречная проверка).

Статьей 93 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок.

Из требований N 07-1/607 от 22.07.2003 и N 07-1/621 от 22.07.2003 видно, что налоговой инспекцией запрошена информация о движении денежных средств по корреспондентскому счету филиала АК СБ РФ (ОАО) Байкальского банка г. Иркутска, отражающих поступление денежных средств предпринимателей Скурат В.В. и Никитиной В.В.

В соответствии с Положением ЦБР от 03.10.2002 N 2-П “О безналичных расчетах в РФ“ корреспондентские счета (субсчета) используются для осуществления межбанковских расчетов. Перечисление денежных средств по корреспондентским счетам осуществляется на основании платежных поручений банков-респондентов.

Пунктом 1.8 части 3 указанного Положения предусмотрено, что при осуществлении расчетных операций по корреспондентским счетам банком - отправителем платежа или банком-исполнителем может быть как банк-респондент, так и банк-корреспондент.

С учетом изложенного кассационная инстанция считает, что Арбитражным судом Иркутской области законно и обоснованно отказано в удовлетворении заявленных требований в
связи с отсутствием в действиях банка состава правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой установлена ответственность за непредставление в установленный срок банками налоговым органам сведений по операциям и счетам налогоплательщиков - клиентов банка, поскольку налогоплательщики - клиенты банка не участвуют в межбанковских отношениях, на их имя не открываются корреспондентские счета.

Правомерно судом не приняты во внимание доводы налоговой инспекции о нарушении пункта 3 статьи 7 ФЗ “О налоговых органах РФ“ N 941-1 от 01.03.1991, так как истребуемая налоговым органом информация не содержит сведений об операциях и счетах указанных лиц.

При таких обстоятельствах права налоговых органов на доступ к необходимой информации банком не нарушены.

При указанных обстоятельствах решение суда и постановление апелляционной инстанции по настоящему делу Арбитражного суда Иркутской области отмене не подлежат.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 19 февраля 2004 года, постановление апелляционной инстанции от 20 апреля 2004 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-1876/04-41 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Л.Ю.ПУЩИНА

Судьи:

Г.В.ЕЛФИМОВА

Л.А.КАДНИКОВА