Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.07.2004 N А19-2710/04-24-Ф02-2742/04-С1 Судебный акт об удовлетворении требований о признании недействительным решения налогового органа в части непринятия сумм НДС к вычету и взыскании штрафных санкций за несвоевременную подачу деклараций отменен, в связи с неполным исследованием судом имеющихся в деле доказательств.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 21 июля 2004 г. Дело N А19-2710/04-24-Ф02-2742/04-С1“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Косачевой О.И.,

судей: Евдокимова А.И., Пущиной Л.Ю.,

при участии в судебном заседании:

представителей Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому округу города Иркутска - Старчуковой Г.Н. (доверенность N 08/26308 от 21.07.2004), Чагдуровой Е.А. (доверенность N 08/10381 от 09.07.2004) и предпринимателя Малюшкина Г.А. (br>
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому округу города Иркутска на решение от 30 марта 2004 года Арбитражного суда Иркутской
области по делу N А19-2710/04-43 (суд первой инстанции: Зволейко О.Л.),

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Малюшкин Георгий Анатольевич обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения от 30.10.2003 N 03-12/2-1256 Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому округу города Иркутска (налоговая инспекция) в части непринятия сумм налога на добавленную стоимость к вычету, размера штрафных санкций за несвоевременную подачу деклараций по названному налогу и об обязании налоговой инспекции устранить допущенные нарушения его прав путем принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость, указанных в спорных счетах-фактурах, а также путем перерасчета суммы штрафных санкций за несвоевременную подачу указанных деклараций за 1 - 4 кварталы 2002 года.

Решением от 30 марта 2004 года заявленные требования удовлетворены.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.

Не согласившись с решением от 30 марта 2004 года, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке его законности в связи с нарушением норм материального права.

По мнению заявителя кассационной жалобы, поскольку для проведения камеральной налоговой проверки предпринимателем Малюшкиным Г.А. представлены счета-фактуры, не соответствующие требованиям пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, выводы суда о неправомерности доначисления по результатам проверки налога на добавленную стоимость, пеней и штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, а также определения суммы штрафа по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом доначисленных сумм налога не соответствуют положениям законодательства о налогах и сборах.

Предприниматель Малюшкин Г.А. в отзыве
на кассационную жалобу отклонил изложенные в ней доводы, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В заседании кассационной инстанции представители налоговой инспекции и предприниматель Малюшкин Г.А. подтвердили доводы и возражения, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на жалобу.

Проверив доводы кассационной жалобы, возражения на жалобу, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено Арбитражным судом Иркутской области, налоговая инспекция провела камеральную налоговую проверку представленных 22.09.2003 предпринимателем Малюшкиным Г.А. деклараций по налогу на добавленную стоимость за 1 - 4 кварталы 2002 года.

В ходе проверки указанных деклараций налоговой инспекцией выявлено, что предприниматель представил указанные декларации с пропуском установленного срока, а в декларациях за 2 и 4 кварталы 2003 года завысил вычеты по налогу на добавленную стоимость на сумму 18186 рублей 70 копеек, так как представленные за данный период по требованию от 06.10.2003 N 03-31/15353 счета-фактуры составлены с нарушением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации.

По результатам проверки налоговой инспекцией вынесено решение от 30.10.2003 N 03-12/2-1256 о доначислении предпринимателю Малюшкину Г.А. налога на добавленную стоимость в сумме 18186 рублей 70 копеек, пеней в сумме 3344 рублей 69 копеек и штрафов: в сумме 12471 рубля 12 копеек по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, в сумме 3637 рублей 34 копеек по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.

Вывод арбитражного суда о признании недействительным названного решения в связи с ненаправлением налоговой инспекцией в нарушение статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации
налогоплательщику требования об исправлении ошибок в представленных по ее запросу счетах-фактурах, а также представлением налогоплательщиком в суд исправленных счетов-фактур не основан на законе.

В соответствии с пунктом 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.

В подтверждение указанного права налогоплательщик согласно пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации обязан представить в том числе счета-фактуры, выставленные продавцами при приобретении им товаров (работ, услуг), и документы, подтверждающие фактическую уплату сумм налога.

Пунктами 1, 2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

Пунктом 14 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914, предусмотрено, что счета-фактуры, не соответствующие установленным нормам их заполнения, не могут регистрироваться в книге покупок.

Следовательно, покупатели обязаны отслеживать правильность заполнения счетов-фактур при получении их от продавцов и представлять счета-фактуры налоговому органу уже надлежаще оформленными.

В соответствии с подпунктами 1, 5, 7 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги; представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов; представлять налоговому органу необходимую информацию и
документы в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно абзацу 1 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Абзацем 3 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.

Из толкования вышеназванных норм в их взаимосвязи следует, что у налоговой инспекции отсутствует обязанность требовать от налогоплательщика внесения исправлений в счета-фактуры, подтверждающие его право на вычеты налога на добавленную стоимость.

Как следует из решения налоговой инспекции от 30.10.2003 N 03-12/2-1256, предприниматель в обоснование налоговых вычетов представил налоговой инспекции по ее требованию от 06.10.2003 N 03-31/15353 копии счетов-фактур, в которых не указаны адреса продавца, покупателя, грузоотправителя и грузополучателя, ИНН покупателя.

Названные обстоятельства препятствуют учету указанных в счетах-фактурах сумм налога в налоговой декларации и, соответственно, эти суммы не подлежат вычету или возмещению.

Поскольку предприниматель не исполнил предусмотренную пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по подтверждению правомерности отнесения налога на добавленную стоимость к вычету, он необоснованно отнес к вычетам сумму 18186 рублей 70 копеек, уплаченную поставщикам.

В результате предприниматель не уплатил во 2 и 4 кварталах 2003 года подлежавший уплате налог в сумме 18186 рублей 70 копеек, за что правомерно привлечен к ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога.

Кроме того,
суд, признавая недействительным решение налоговой инспекции, в качестве доказательств принял представленные предпринимателем в судебное заседание “подлинные“ (как указал предприниматель в поданном в арбитражный суд заявлении) счета-фактуры, которые заполнены с учетом требований статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса, общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса.

Пункт 2 статьи 169 Налогового кодекса не исключает права налогоплательщика на применение налоговых вычетов после устранения нарушений, допущенных поставщиками при составлении и выставлении счетов-фактур за приобретенные налогоплательщиком товары.

Пунктом 29 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914, установлено, что исправления, внесенные в счета-фактуры, должны быть заверены подписью руководителя и печатью продавца с указанием даты внесения исправления.

Предприниматель в заседании кассационной инстанции пояснил, что у него вместе хранились как правильно заполненные счета-фактуры, так и первоначально выставленные поставщиками, не отвечающие требованиям к их заполнению. По требованию налоговой инспекции он ошибочно представил копии ненадлежаще заполненных счетов-фактур. Доказательств представления в налоговую инспекцию правильно заполненных счетов-фактур у предпринимателя ни до, ни после вынесения решения не имеется.

Таким образом, суд не учел, что представленные в судебное заседание вместо исправленных “подлинные“ счета-фактуры не являлись предметом камеральной проверки, по результатам которой налоговой инспекцией было вынесено обжалованное предпринимателем решение, поэтому они не могут служить основанием для признания указанного решения недействительным на
момент его вынесения.

В компетенцию арбитражного суда не входит проведение камеральных налоговых проверок представленных налогоплательщиками исправленных счетов-фактур.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решения и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Вынесение налоговой инспекцией решения об отказе в применении налоговых вычетов в определенном налоговом периоде не лишает налогоплательщика права вновь обратиться в налоговую инспекцию с уточненной налоговой декларацией за этот же налоговый период о принятии к вычету сумм налога, уплаченных поставщикам, с представлением оформленных в соответствии с законом документов.

При таких обстоятельствах решение от 30 марта 2004 года подлежит отмене на основании части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как принятое с нарушением норм материального права.

Поскольку судом не дана оценка имеющимся в деле доказательствам с учетом вышеназванных норм налогового законодательства, дело подлежит передаче на новое рассмотрение.

При новом судебном разбирательстве арбитражному суду также следует разрешить вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 30 марта 2004 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-2710/04-24 отменить и дело передать на новое рассмотрение в
тот же арбитражный суд.

Председательствующий

О.И.КОСАЧЕВА

Судьи:

А.И.ЕВДОКИМОВ

Л.Ю.ПУЩИНА