Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.07.2004 N А19-17688/03-40-Ф02-2703/04-С1 Суд отказал в удовлетворении заявления о признании недействительным решения налогового органа о взыскании единого социального налога в части, зачисляемой в Фонд социального страхования, а также пени и штрафа за его неуплату, поскольку сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины налоговой базы данного подразделения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 20 июля 2004 г. Дело N А19-17688/03-40-Ф02-2703/04-С1“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Косачевой О.И.,

судей: Евдокимова А.И., Пущиной Л.Ю.,

при участии в судебном заседании:

представителя Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 18 по Иркутской области Прокопьевой А.В. (доверенность N 11-12 от 14.07.2004),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 18 по Иркутской области на решение от 9 февраля 2004 года и постановление апелляционной инстанции от 18 мая 2004 года Арбитражного суда Иркутской области по
делу N А19-17688/03-40 (суд первой инстанции: Калашникова Т.А.; суд апелляционной инстанции: Буяновер П.И., Сорока Т.Г., Дягилева И.П.),

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Бурятзолото“ (общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения от 22.09.2003 N 03-00-133-67 Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Слюдянскому району Иркутской области, преобразованной в Инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 18 по Иркутской области (налоговая инспекция), в части пункта 2.1.1 раздела 2.1, пункта 2.1 раздела 2.

Решением от 9 февраля 2004 года заявленные требования удовлетворены.

Постановлением апелляционной инстанции от 18 мая 2004 года решение оставлено без изменения.

Не согласившись с решением и постановлением апелляционной инстанции, Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 18 по Иркутской области (налоговая инспекция) обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке их законности в связи с нарушением норм материального права.

По мнению заявителя кассационной жалобы, поскольку филиал общества - Култукская база материально-технического снабжения (филиал) отвечает всем требованиям, предусмотренным пунктом 8 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации, он обязан исполнять обязанность по уплате единого социального налога и в части, зачисляемой в Фонд социального страхования Российской Федерации, по месту своего нахождения.

Обществом отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Общество о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено (уведомление N 81544 от 06.07.2004), однако на заседание своих представителей не направило, в связи с чем жалоба рассматривается без их участия.

Проверив доводы
кассационной жалобы, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено Арбитражным судом Иркутской области, Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Слюдянскому району Иркутской области проведена камеральная налоговая проверка представленных филиалом уточненных расчетов по авансовым платежам за 1, 2, 3 кварталы 2002 года, 1 квартал 2003 года и налоговой декларации за 2002 год по единому социальному налогу, в которых в нарушение пункта 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации не исчислен единый социальный налог в доле Фонда социального страхования.

По результатам проверки вынесено решение от 22.09.2003 N 03-00-133-67 (с учетом изменений, внесенных решением от 14.11.2003 N 08-29/6980-300 Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу) о взыскании с общества единого социального налога в части, зачисляемой в Фонд социального страхования Российской Федерации, в сумме 227561 рубля 19 копеек, пеней в сумме 50267 рублей 90 копеек и штрафа в сумме 31909 рублей 64 копеек по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.

Требованиями N 234, 235 обществу предложено в добровольном порядке уплатить в бюджет исчисленные по результатам проверки суммы налога, пеней и штрафа.

Вывод арбитражного суда о признании недействительным названного решения является ошибочным.

В соответствии с пунктом 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего
календарного месяца и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.

Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.

По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.

Пунктом 8 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате налога (авансовых платежей по налогу), а также обязанности по представлению расчетов по налогу и налоговых деклараций по месту своего нахождения.

Сумма налога (авансового платежа по налогу), подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины налоговой базы, относящейся к этому обособленному подразделению.

Как установлено Арбитражным судом Иркутской области, филиал имеет отдельный баланс, расчетный счет и начисляет выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, поэтому представляет расчеты и налоговые декларации по единому социальному налогу в налоговую инспекцию по месту своего нахождения, однако налог в Фонд социального страхования за проверяемые периоды не исчислил и не уплатил в результате занижения налоговой базы.

Исходя из требований пунктов 1, 8 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации, филиал обязан представлять расчеты по налогу, налоговые декларации, исчислять и уплачивать по месту своего нахождения единый социальный налог отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд, в
том числе в Фонд социального страхования.

Статья 241 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающая ставки налога, не предусматривает возможность исчисления и уплаты одной из составляющей единого социального налога по месту нахождения организации, а остальных - по месту нахождения филиала.

Более того, согласно абзацу 3 пункта 8 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения организации, в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой налога, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой налога, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений организации.

Кроме того, исходя из того, что единый социальный налог, как указано в статье 234 Налогового кодекса Российской Федерации, предназначен для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь, а в соответствии с пунктами 1.2, 2.1, 2.2 постановления Фонда социального страхования Российской Федерации от 05.01.1995 N 1 “Об утверждении Положения об отделении Фонда социального страхования Российской Федерации“ отделение Фонда осуществляет оперативное управление средствами социального страхования и переданными Фонду санаторно-курортными учреждениями на территории субъектов Российской Федерации (региональное отделение Фонда), филиалы и иные обособленные подразделения организаций, которые исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов, самостоятельно уплачивают единый социальный налог и в доле Фонда социального страхования по месту своего нахождения.

Следовательно, решение налоговой инспекции о доначислении единого социального налога в доле Фонда социального страхования по месту нахождения обособленного подразделения, пеней и штрафа за занижение налоговой базы является правомерным, и у арбитражного суда отсутствовали правовые основания для признания его незаконным.

При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат отмене на основании части
1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как принятые с неправильным применением норм материального права.

Государственная пошлина в сумме 2000 рублей за рассмотрение заявления, апелляционной и кассационной жалоб подлежит отнесению на общество.

Руководствуясь статьями 110, 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 9 февраля 2004 года и постановление апелляционной инстанции от 18 мая 2004 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-17688/03-40 отменить.

Принять новое решение.

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Взыскать с открытого акционерного общества “Бурятзолото“ в доход федерального бюджета 2000 рублей государственной пошлины.

Арбитражному суду Иркутской области выдать исполнительный лист.

Председательствующий

О.И.КОСАЧЕВА

Судьи:

А.И.ЕВДОКИМОВ

Л.Ю.ПУЩИНА