Решения и постановления судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.07.2004 N А33-13801/03-С1-Ф02-2456/04-С2 Судебные инстанции правомерно отказали в удовлетворении исковых требований о взыскании задолженности за потребленную теплоэнергию, поскольку данные требования заявлены к ненадлежащему ответчику.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 5 июля 2004 г. Дело N А33-13801/03-С1-Ф02-2456/04-С2“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Кулакова В.И.,

судей: Герасимовой О.Л., Соколовой Л.М.,

при участии в судебном заседании:

представителя открытого акционерного общества “Красноярскэнерго“ Анкудиновой Н.В. (доверенность от 11.02.2004),



рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества “Красноярскэнерго“ на решение от 5 января 2004 года и постановление апелляционной инстанции от 6 апреля 2004 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-13801/03-С1 (суд первой инстанции: Михайлова Т.В.; суд апелляционной инстанции: Сазонцев С.В., Каменская Е.Ф., Шимохина Г.Н.),

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Красноярскэнерго“ (далее - ОАО “Красноярскэнерго“) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Красноярскому краевому комитету по управлению государственным имуществом (далее - КУГИ) о взыскании 1431179 рублей 27 копеек - задолженности за потребленную общежитиями, расположенными по адресу: г. Красноярск, ул. Автомобилистов, 68 и 70, тепловую энергию за период с 01.01.2001 по 31.07.2003.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено общество с ограниченной ответственностью “Цезан-К“ (далее - ООО “Цезан-К“).

Решением арбитражного суда от 5 января 2004 года в удовлетворении иска отказано.

Постановлением от 6 апреля 2004 года решение от 5 января 2004 года оставлено без изменения.

Не согласившись с вынесенными судебными актами, ОАО “Красноярскэнерго“ обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 5 января 2004 года и постановление от 6 апреля 2004 года Арбитражного суда Красноярского края и принять по делу новый судебный акт.

В жалобе заявитель ссылается на нарушение арбитражным судом норм материального права (постановления Правительства Российской Федерации от 03.06.2002 N 377, которым утверждено Положение о Министерстве имущественных отношений Российской Федерации; Положения о Красноярском краевом комитете по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Совета администрации Красноярского края от 10.04.2002 N 112-п; Приказов Минимущества России N 157 от 08.07.1998 и N 616 от 29.12.2003).

По его мнению, в компетенцию КУГИ входит содержание объектов федеральной собственности, расположенных на территории Красноярского края, поскольку содержание имущества является составной частью управления имуществом.

Представитель ОАО “Красноярскэнерго“ поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.



В отзыве на кассационную жалобу Управление имущественных отношений администрации Красноярского края указало на необоснованность кассационной жалобы и просило оставить ее без удовлетворения, а принятые по делу судебные акты - без изменения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены.

Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Арбитражный суд округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Разрешая возникший спор по настоящему делу, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций установили следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 29 мая 2000 года по делу N А33-3272/00-С2 применены последствия недействительности ничтожной сделки приватизации в части включения в уставный капитал ОАО “Сивинит“ зданий общежитий, расположенных по адресу: г. Красноярск, ул. Автомобилистов, 68 и 70.

На основании данного решения здания названных общежитий были возвращены в федеральную собственность, соответствующие записи о праве собственности Российской Федерации внесены в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 12.07.2001.

01.10.2000 Комитет по управлению государственным имуществом администрации Красноярского края, действующий от имени собственника, и ООО “Цезан-К“ подписали договор доверительного управления имуществом, в соответствии с которым КУГИ обязался передать в доверительное управление обществу здания общежитий по адресу: г. Красноярск, ул. Автомобилистов, 68 и 70, а ООО “Цезан-К“ приняло на себя обязательство управлять этими объектами в интересах собственника - государства. Пунктом 2.3.5 договора предусмотрена обязанность доверительного управляющего оплачивать коммунальные и иные услуги на основании заключенных договоров с третьими лицами. Согласно пункту 5.6, договор вступает в силу с момента государственной регистрации.

По акту приема-передачи недвижимого имущества от 18.12.2000, утвержденному заместителем председателя Комитета по управлению государственным имуществом Красноярского края, ОАО “Сивинит“ передало ООО “Цезан-К“, действующему на основании договора доверительного управления имуществом от 01.10.2000, здания общежитий, расположенных по ул. Автомобилистов, 68 и 70.

ОАО “Сивинит“ письмом N 7-6260 от 26.12.2000 обратилось в Энергосбыт с просьбой исключить с 01.01.2001 из договоров N 6006 от 03.12.1996 и N 6006 указанные общежития в связи с передачей их ООО “Цезан-К“.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 5 июля 2001 года по делу N А33-4196/99-С4 ОАО “Сивинит“ было признано банкротом.

В период с 01.01.2001 по 01.08.2003 истец поставлял на названные объекты тепловую энергию.

Прокуратурой Ленинского района г. Красноярска проведена проверка по факту неисполнения ООО “Цезан-К“ обязанности по заключению договора на теплоснабжение и погашению задолженности за фактически потребленную общежитиями по адресу: ул. Автомобилистов, 68 и 70 тепловую энергию. Из письма прокуратуры N Н-7 от 19.12.2002 следует, что в ходе проверки был установлен факт отсутствия государственной регистрации договора от 01.10.2000 о передаче указанных объектов недвижимости в доверительное управление ООО “Цезан-К“, в связи с чем данная сделка является ничтожной. Вместе с тем, исполняя недействительную сделку по управлению имуществом, ООО “Цезан-К“ получало от проживающих в общежитии коммунальные платежи, в том числе платежи за теплоэнергию, которые перечисляло энергоснабжающей организации.

С учетом оплаты, произведенной ООО “Цезан-К“, задолженность по оплате теплоэнергии, потребленной общежитиями в указанный период, составила 1431179 рублей 27 копеек. В обоснование данной суммы истцом представлены расчеты потребления тепловой энергии, счета, приходные кассовые ордера, копии чеков, платежные поручения.

В соответствии с постановлением администрации города Красноярска от 07.07.2003 N 309 “О приеме в муниципальную собственность общежитий государственной собственности“ общежития, расположенные по адресу: ул. Автомобилистов, 68 и 70, должны были быть переданы из государственной собственности в муниципальную (на баланс муниципальной жилищно-эксплуатационной организации).

Полагая, что обязанность по содержанию федерального имущества в период с 01.01.2001 по 01.08.2003 должен был исполнять Красноярский краевой комитет по управлению государственным имуществом, ОАО “Красноярскэнерго“ обратилось в КУГИ с претензией N 119-10/168 от 22.08.2003 об оплате потребленной общежитиями тепловой энергии в сумме 1431179 рублей 27 копеек.

08.10.2003 ОАО “Красноярскэнерго“ выставило к лицевому счету КУГИ в Управлении федерального казначейства по Красноярскому краю платежное требование N 4 на указанную сумму. Аналогичное платежное требование было также предъявлено 11.09.2003.

Поскольку 1431179 рублей 27 копеек КУГИ не перечислил в добровольном порядке, ОАО “Красноярскэнерго“ обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Как усматривается из материалов дела, общежития по ул. Автомобилистов, 68 и 70, являвшиеся объектами государственной собственности федерального уровня, в рамках приватизации государственного предприятия “Химволокно“ были переданы в качестве вклада в уставный капитал АООТ (впоследствии ОАО) “Сивинит“. Решением Арбитражного суда Красноярского края от 29 мая 2000 года по делу N А33-3272/00-С2 к сделке приватизации применены последствия ее недействительности в части включения в уставный капитал ОАО “Сивинит“ указанных зданий общежитий путем их возврата в федеральную государственную собственность. Право собственности Российской Федерации на здания общежитий по ул. Автомобилистов, 68 и 70 зарегистрировано в установленном законом порядке 12.07.2001, выданы свидетельства о государственной регистрации права от 05.10.2001 и 07.07.2003.

Из письма ОАО “Сивинит“ N 7-6260 от 26.12.2000, адресованного энергоснабжающей организации, следует, что указанные общежития сняты с баланса ОАО “Сивинит“ с 01.01.2001 в связи с передачей их ООО “Цезан-К“ по акту от 18.12.2000.

ООО “Цезан-К“, действующее в соответствии с договором доверительного управления имуществом от 01.10.2000, заключенным между ним и Комитетом по управлению государственным имуществом администрации Красноярского края, должно было оплачивать коммунальные и иные услуги, в том числе услуги по теплоснабжению, на основании заключенных договоров с третьими лицами.

По мнению истца, обязанность по оплате тепловой энергии, потребленной общежитиями, находящимися в государственной собственности, должен исполнять Красноярский краевой комитет по управлению государственным имуществом как орган, уполномоченный от имени собственника - государства решать вопросы, связанные с приобретением и содержанием государственного имущества.

Компетенция Красноярского краевого комитета по управлению государственным имуществом установлена Положением, утвержденным постановлением Совета администрации края от 10.04.2002 N 112-п. В соответствии с пунктом 1.1 указанного Положения Комитет является основным уполномоченным органом государственной власти, обеспечивающим проведение государственной политики в области управления и распоряжения объектами краевой собственности, земельными ресурсами, а также основным уполномоченным органом, регулирующим оценочную деятельность на территории Красноярского края.

Общежития по ул. Автомобилистов, 68 и 70 являются федеральной собственностью.

Согласно Положению, в отношении федерального имущества, находящегося на территории Красноярского края, КУГИ выполняет следующие функции: организует и ведет реестр по учету федерального имущества (пункт 2.4 Положения); осуществляет в установленном порядке передачу объектов из федеральной собственности в государственную собственность края, из федеральной и краевой государственной собственности в муниципальную собственность (пункт 2.5); заключает договоры о передаче объектов федеральной собственности в доверительное управление, безвозмездное пользование, аренду и ведет их учет (пункты 2.1 и 2.16); осуществляет контроль за полнотой и своевременностью поступления в федеральный бюджет доходов от аренды, продажи и иного использования государственной собственности (пункт 2.17), а также контролирует процедуру приватизации имущества, находящегося в федеральной собственности.

Обязанность по содержанию имущества, находящегося в федеральной собственности, на Красноярский краевой комитет по управлению государственным имуществом не возложена.

При изложенных обстоятельствах арбитражным судом сделан правильный вывод о том, что исковые требования заявлены к ненадлежащему ответчику и не подлежат удовлетворению.

Проверив правильность применения норм материального и норм процессуального права, соответствие выводов Арбитражного суда Красноярского края фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам при рассмотрении дела N А33-13801/03-С1, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Принятые по делу судебные акты являются законными, оснований для их отмены не имеется.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 5 января 2004 года и постановление от 6 апреля 2004 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-13801/03-С1 оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

В.И.КУЛАКОВ

Судьи:

О.Л.ГЕРАСИМОВА

Л.М.СОКОЛОВА