Решения и постановления судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 29.06.2004 N А19-5065/03-15-32-Ф02-2346/04-С1 Суд правомерно удовлетворил заявление налогового органа о взыскании задолженности по страховым взносам в социальные внебюджетные фонды, НДС, пеней и налоговых санкций, поскольку достоверно установлено ненадлежащее исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога и страховых взносов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 29 июня 2004 г. Дело N А19-5065/03-15-32-Ф02-2346/04-С1“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Евдокимова А.И.,

судей: Борисова Г.Н., Пущиной Л.Ю.,

при участии в судебном заседании:

представителя Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 12 по Иркутской области - Нечаева А.В. (доверенность N 637/08-14 от 19.09.2003),



индивидуального предпринимателя Ф.И.О. (ее представителя - Кузминич В.А. (доверенность от 25.07.2002),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Ф.И.О. на решение от 25 декабря 2003 года и постановление апелляционной инстанции от 24 марта 2004 года Арбитражного суда Иркутской области (суд первой инстанции: Кродинова Л.Н.; суд апелляционной инстанции: Дягилева И.П., Сорока Т.Г., Буяновер П.И.),

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 12 по Иркутской области (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Ф.И.О. 48809 рублей, из них: 26606 рублей - недоимка по налогам и страховым взносам, 5321 рубль - налоговые санкции, 16882 рубля - пени за несвоевременную уплату налогов.

Решением суда от 25 апреля 2003 года заявленные требования удовлетворены.

Постановлением апелляционной инстанции от 22 июля 2003 года решение от 25 апреля 2003 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.

Постановлением кассационной инстанции от 22 октября 2003 года решение от 25 апреля 2003 года и постановление апелляционной инстанции от 22 июля 2003 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение.

Решением суда от 25 декабря 2003 года заявленные требования удовлетворены.

Постановлением апелляционной инстанции от 24 марта 2004 года решение от 25 декабря 2004 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.

В кассационной жалобе индивидуальный предприниматель Ф.И.О. просит отменить решение от 25 декабря 2003 года и постановление апелляционной инстанции от 24 марта 2004 года, в удовлетворении заявленных требований отказать.



По мнению заявителя кассационной жалобы, у налоговой инспекции отсутствуют полномочия на взыскание сумм недоимки по страховым взносам во внебюджетные социальные фонды.

Пени за несвоевременную уплату страховых взносов начислены в нарушение пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, так как на момент их уплаты был наложен арест на имущество индивидуального предпринимателя.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: статья 14 в Федеральном законе от 04.01.1999 “О тарифах страховых взносов“отсутствует.

Необоснованно применена статья 14 Федерального закона от 04.01.1999 “О тарифах страховых взносов“, так как данный закон был отменен с 15.12.2001.

Налоговой инспекцией был пропущен срок на взыскание недоимки по налогам и страховым платежам.

Налогооблагаемая база по налогу на добавленную стоимость отсутствует.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, проверив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что решение от 25 декабря 2003 года и постановление апелляционной инстанции от 24 марта 2004 года следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией была проведена выездная налоговая проверка соблюдения индивидуальным предпринимателем Кузминич Т.Н. законодательства о налогах и сборах за период с 1999 года по 2001 год.

В ходе проверки было выявлено следующее.

В 2001 году в нарушение статьи 153 Налогового кодекса Российской Федерации занижена налогооблагаемая база налога на добавленную стоимость, что повлекло неуплату налога на сумму 3371 рубль.

В проверяемом периоде Кузминич Т.Н. не осуществляла отчисления во внебюджетные социальные фонды.

Недоимка по страховым взносам составила:

- 1999 год: в Пенсионный фонд Российской Федерации - 18157 рублей, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 2997 рублей, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 176 рублей;

- 2000 год: в Пенсионный фонд Российской Федерации - 1621 рубль, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 268 рублей, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 16 рублей.

Решением налоговой инспекции N 28 от 18.11.2002 индивидуальный предприниматель Кузминич Т.Н. привлечена к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 5321 рубля, из них: по налогу на добавленную стоимость - 674 рубля, в Пенсионный фонд Российской Федерации - 3956 рублей, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 653 рубля, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 38 рублей.

Индивидуальному предпринимателю Кузминич Т.Н. было предложено уплатить суммы недоимки по налогам и страховым взносам, налоговых санкций и пени за несвоевременную уплату налогов и страховых взносов в размере 16882 рублей, из них: по налогу на добавленную стоимость - 1350 рублей, в Пенсионный фонд Российской Федерации - 13407 рублей, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 1995 рублей, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 130 рублей.

В связи с неисполнением индивидуальным предпринимателем Кузминич Тамарой Николаевной требования об уплате налога в добровольном порядке налоговая инспекция обратилась с заявлением в арбитражный суд.

Суды первой и апелляционной инстанций обоснованно удовлетворили заявленные требования по следующим основаниям.

Согласно статье 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), образовавшихся на 1 января 2001 года, осуществляется налоговыми органами Российской Федерации в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

Таким образом, у налоговой инспекции имелись полномочия на взыскание недоимки по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды.

Согласно пункту 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке или наложен арест на имущество налогоплательщика.

Арест на имущество Кузминич Т.Н. был наложен подразделением Службы судебных приставов Иркутской области, в связи с чем пени на сумму недоимки по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды были начислены обоснованно.

Согласно пункту 1 статьи 154 Кодекса налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья) и без включения в них налога и налога с продаж.

Сумма налога при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 - 159 и 162 настоящего Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз (пункт 1 статья 166 Кодекса).

Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты (пункт 2 статьи 171 Кодекса).

Согласно материалам дела, в 2001 году Кузминич Т.Н. реализовала товары на сумму 136077 рублей, налоговые вычеты составили 10236 рублей.

Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу о наличии у Кузминич Т.Н. налогооблагаемой базы по налогу на добавленную стоимость и о наличии недоимки по данному налогу.

Согласно пункту 3 статьи 48 Кодекса исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица может быть подано в соответствующий суд налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.

В требовании об уплате налога N 445 от 18.11.2002 указан срок исполнения данного требования - до 29.11.2002, в требовании об уплате налога N 446 от 18.11.2002 - до 04.12.2002.

Заявление о взыскании с Кузминич Т.Н. сумм недоимки по налогам, пени и штрафов было подано налоговой инспекцией 20.03.2003, то есть с соблюдением срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 48 Кодекса.

Таким образом, доводы кассационной жалобы не соответствуют действующему законодательству, а решение от 25 декабря 2003 года и постановление апелляционной инстанции от 24 марта 2004 года являются законными и обоснованными, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 25 декабря 2003 года и постановление апелляционной инстанции от 24 марта 2004 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-5065/03-15-32 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

А.И.ЕВДОКИМОВ

Судьи:

Г.Н.БОРИСОВ

Л.Ю.ПУЩИНА