Решения и постановления судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.06.2004 N А19-2856/04-50-Ф02-2192/04-С1 Суд правомерно отказал в удовлетворении требований налогового органа о взыскании штрафа и пеней за несвоевременную уплату страховых взносов, поскольку налоговым органом пропущен срок давности взыскания задолженности по страховым взносам в судебном порядке и, соответственно, утрачена возможность взыскания пеней на названную задолженность.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 18 июня 2004 г. Дело N А19-2856/04-50-Ф02-2192/04-С1“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Шелеминой М.М.,

судей: Елфимовой Г.В., Шошина П.В.,

при участии в судебном заседании представителей:

Федерального государственного учреждения “Иркутское управление сельскими лесами“ Гулевской В.Г. (доверенность N 31 от 01.12.2003), Трофимовой Л.В. (доверенность N 1 от 14.01.2004)



рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Иркутской области на решение от 7 апреля 2004 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-2856/04-50 (суд первой инстанции: Позднякова Н.Г.),

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Иркутской области (налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Федеральному государственному учреждению “Иркутское управление сельскими лесами“ (Учреждение) о взыскании страховых взносов во внебюджетные фонды в сумме 600302 рублей 60 копеек.

До принятия решения по делу налоговая инспекция уточнила размер исковых требований, просила взыскать с Учреждения 377231 рубль 39 копеек пени и штрафа за неуплату страховых взносов во внебюджетные фонды.

Решением суда от 7 апреля 2004 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.

Налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда в части отказа во взыскании 352857 рублей 39 копеек пени за несвоевременную уплату страховых платежей во внебюджетные фонды и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.

По мнению заявителя кассационной жалобы, судом неправильно применены нормы материального права - пункт 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку данная статья регламентирует порядок взыскания налогов и пени за счет имущества физического лица. Налоговый кодекс не устанавливает, что в случаях пропуска срока взыскания налога в судебном порядке налоговый орган не вправе взыскивать пени, начисленные на данную сумму налога. Кроме того, судом не проверено, принимались ли меры к взысканию задолженности соответствующими внебюджетными фондами. Поскольку страховые взносы во внебюджетные фонды не являются налоговыми платежами, на них не распространяются требования статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктом 94 Инструкции “О порядке уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации“ от 11.11.1994 N 258 срок взыскания недоимки, пени в бесспорном порядке может быть применен в течение шести лет с даты образования указанной недоимки.

В отзыве на кассационную жалобу Учреждение просит оставить судебный акт без изменения, с доводами кассационной жалобы не согласно, полагает, что они не основаны на нормах действующего налогового законодательства Российской Федерации.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.



Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления N 79539, 79540 от 26.05.2004, N 79538 от 01.06.2004), но Федеральное государственное учреждение “Иркутское управление сельскими лесами“ своих представителей в судебное заседание не направило, поэтому дело рассматривается в их отсутствие.

Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в решении от 7 апреля 2004 года, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Иркутской области норм материального и соблюдения норм процессуального права, заслушав представителей Учреждения, возражавших против доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению, исходя из следующего.

Как установлено арбитражным судом, решением налоговой инспекции от 08.01.2002 года N 27 проведена реструктуризация задолженности государственного учреждения “Нижнеудинский сельский лесхоз“ по платежам во внебюджетные фонды в сумме 350280 рублей, пени в сумме 42620 рублей, штрафа в сумме 63 рублей по состоянию на 08.01.2002 сроком на 5 лет.

Приказом Федерального государственного учреждения “Иркутское управление сельскими лесами“ от 10 сентября 2002 года N 74 государственное учреждение “Нижнеудинский сельский лесхоз“ присоединено в качестве филиала к ФГУ “Иркутское управление сельскими лесами“, которое является правопреемником присоединенных государственных учреждений.

Решением налоговой инспекции от 15.07.2003 N 9 действие реструктуризации задолженности по решению от 08.01.2002 N 27 прекращено в связи с неисполнением обязательств, Учреждению предложено уплатить задолженность по платежам во внебюджетные фонды в сумме 244753,27 рубля, и пени в сумме 243082 рублей.

Налоговой инспекцией было направлено требование N 2924 об уплате задолженности по платежам во внебюджетные фонды в сумме 451058,59 рубля и пени в сумме 318816,85 рубля по состоянию на 30.07.2003.

Также налоговой инспекцией были выставлены требования об уплате пени за период с 30.07.2003 по 05.02.2004.

Платежными поручениями от 02.02.2004 N 006 Учреждение перечислило 145557 рублей задолженности в Пенсионный фонд Российской Федерации, N 007 - 28500 рублей задолженности в Фонд социального страхования, N 008 - 53136 рублей в территориальный фонд медицинского страхования. В связи с чем налоговая инспекция отказалось от своих требований в данной части и просила суд взыскать с Учреждения пени за несвоевременную уплату страховых взносов.

Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, руководствовался положениями пункта 3 статьи 48, статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации и исходил из того, что, поскольку налоговой инспекцией пропущен срок для принудительного взыскания страховых взносов в судебном порядке, то возможность для принудительного взыскания пеней, начисленных на названную задолженность, также утрачена.

Судом установлено, что до принятия решения о реструктуризации задолженности от 08.01.2002 N 27 государственному учреждению “Нижнеудинский сельский лесхоз“ были выставлено требование от 05.04.2001 N 214 об уплате задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ в сумме 211726 рублей по состоянию на 15 января 2001 года, а также пени в сумме 158690 рублей и штрафа в сумме 24374 рубля. Налоговой инспекцией не представлены сведения о периодах образовавшейся задолженности по взносам в территориальный ФОМС, Федеральный ФОМС, Фонд социального страхования, указанных в решении о реструктуризации, однако из представленных актов сверок следует, что данная задолженность образовалась до 01.01.2001. При таких обстоятельствах суд счел, что налоговой инспекцией пропущен срок для принудительного взыскания страховых взносов в судебном порядке, в связи с чем утрачена и возможность для принудительного взыскания пеней, начисленных на данную задолженность. Также пропущен шестимесячный срок для взыскания штрафных санкций в сумме 24374 рублей. Признание ответчиком требований налоговой инспекции об уплате пени не было принято судом как противоречащее закону (часть 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает выводы суда соответствующими фактическим обстоятельствам данного конкретного дела и основанными на правильном применении норм материального права.

Согласно требованиям статьи 9 Федерального закона N 118-ФЗ от 05.08.2000 “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ с 1 января 2001 года взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), образовавшихся на 1 января 2001 года, осуществляется налоговыми органами Российской Федерации в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 24.03.2001 N 33-ФЗ).

Требование об уплате налога (сбора) должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. Требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения (статья 70 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 4 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 Налогового кодекса Российской Федерации, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 47 и 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации при неуплате или неполной уплате налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках на основании решения налогового органа.

Пунктом 9 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что положения данной статьи применяются также при взыскании пени за несвоевременную уплату налога и сбора.

Решение о взыскании налога (сбора) согласно пункту 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Принятое после истечения указанного срока решение о взыскании считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога.

Пунктом 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ установлено, что арбитражным судам при рассмотрении исков о взыскании недоимок с юридических лиц необходимо руководствоваться положениями пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок по налогам. Данный срок исчисляется с момента истечения 60-дневного срока, предусмотренного для бесспорного взыскания соответствующих сумм.

Пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица может быть подано в соответствующий суд налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Материалами дела подтверждается, что задолженность государственного учреждения “Нижнеудинский сельский лесхоз“ по платежам во внебюджетные фонды в сумме 350280 рублей, а также пени и штрафу возникла до 01.01.2001.

Таким образом, срок на обращение в арбитражный суд с заявлением о взыскании с ФГУ “Иркутское управление сельскими лесами“ указанной суммы страховых взносов, пеней и штрафа пропущен налоговой инспекцией еще до вынесения решения о реструктуризации задолженности от 08.01.2002 N 27.

С учетом изложенного доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание как основанные на неправильном толковании норм налогового законодательства.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции полагает, что решение суда первой инстанции принято с соблюдением норм материального права и норм процессуального права, а основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 7 апреля 2004 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-2856/04-50 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

М.М.ШЕЛЕМИНА

Судьи:

Г.В.ЕЛФИМОВА

П.В.ШОШИН