Решения и постановления судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.06.2004 N А74-438/03-К2-Ф02-1999/04-С1 Судебные инстанции правомерно удовлетворили требования налогового органа о взыскании соответствующих сумм недоимки по подоходному налогу, взносам во внебюджетные фонды, а также пеней и штрафов, поскольку ответчик не представил документов, подтверждающих, что понесенные им расходы подлежали включению в себестоимость продукции (работ, услуг).

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 10 июня 2004 г. Дело N А74-438/03-К2-Ф02-1999/04-С1“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Елфимовой Г.В.,

судей: Кадниковой Л.А., Шелеминой М.М.,

представители сторон участия в судебном заседании не принимали,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Ф.И.О. на решение от 28 ноября 2003 года и постановление апелляционной инстанции от 10 марта 2004 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-438/03-К2 (суд первой инстанции: Сидельникова Т.Н.; суд апелляционной инстанции: Коробка И.Н., Каспирович Е.В., Тутаркова И.В.),



УСТАНОВИЛ:

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Усть-Абаканскому району Республики Хакасия (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Ф.И.О. 190916 рублей 13 копеек.

Решением суда от 28 ноября 2003 года заявленные требования удовлетворены частично.

С индивидуального предпринимателя Ф.И.О. в доход соответствующих бюджетов взыскано 172470 рублей 14 копеек, из них: 55346 рублей - недоимка по подоходному налогу с физических лиц, 33242 рубля 24 копейки - пени за несвоевременную уплату подоходного налога с физических лиц, 1548 рублей 43 копейки - штраф за неуплату подоходного налога с физических лиц, 37671 рубль 70 копеек - недоимка по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, 6462 рубля 50 копеек - недоимка по единому социальному налогу в части, зачисляемой в Пенсионный фонд Российской Федерации, 24715 рублей 84 копейки - пени за несвоевременную уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и единого социального налога, 1234 рубля 75 копеек - штраф за неуплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и единого социального налога, 6608 рублей 36 копеек - недоимка по страховым взносам в фонды обязательного медицинского страхования, 1067 рублей 59 копеек - недоимка по единому социальному налогу, 4314 рублей 57 копеек - пени за просрочку уплаты страховых взносов в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, 216 рублей 82 копейки - штраф за неуплату страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования и единого социального налога в части, зачисляемой в фонды обязательного медицинского страхования.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 10 марта 2004 года решение суда от 28 ноября 2003 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.

В кассационной жалобе индивидуальный предприниматель Муксинов Дмитрий Михайлович просит отменить решение от 28 ноября 2003 года и постановление апелляционной инстанции от 10 марта 2004 года, дело направить на новое рассмотрение.

По мнению заявителя кассационной жалобы, суды первой и апелляционной инстанций не приняли во внимание следующее.

В нарушение статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации выездная налоговая проверка проводилась за пределами территории налогоплательщика.

В нарушение пункта 4 статьи 98 Налогового кодекса Российской Федерации выемка расходных кассовых ордеров от 18.10.1999 N 15, от 18.11.1999 N 23, от 27.10.1999 N 23, от 14.10.1999 N 13, от 28.10.1999 N 17, от 02.11.1999 N 18 производилась не по месту жительства налогоплательщика, а в кабинете работника налоговой инспекции в присутствии понятых, также являющихся работниками налоговой инспекции.



В соответствии со статьей 7.6 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденных письмом Роскомторга от 10.07.1996 N 1-794/32-5, закуп продукции рекомендовано оформлять закупочным актом.

Обязанность оформления иных документов, подтверждающих закуп продукции, законодательством не предусмотрена.

В ходе проведения камеральной налоговой проверки каких-либо нарушений выявлено не было.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Стороны надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления N 78631 от 24.05.2004, N 78632 от 18.05.2004).

Изучив материалы дела, проверив доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что решение от 28 ноября 2003 года и постановление апелляционной инстанции от 10 марта 2004 года следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией была проведена выездная налоговая проверка соблюдения индивидуальным предпринимателем Ф.И.О. законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.1999 по 31.12.2001.

В ходе проверки было выявлено следующее.

В 1999 году Муксинов Д.М. необоснованно включил в состав расходов 170940 рублей в связи с тем, что 6 торгово-закупочных актов оформлены ненадлежащим образом; 3 счета-фактуры представлены без доказательств оплаты указанных в них сумм.

Данное нарушение повлекло неуплату подоходного налога с физических лиц на сумму 50914 рублей.

В 2001 году Муксинов Д.М. необоснованно включил в состав затрат 42349 рублей 61 копейку в связи с тем, что счета-фактуры представлены без доказательств оплаты указанных в них сумм.

Данное нарушение повлекло неуплату налога на доходы физических лиц на сумму 4432 рубля.

Занижение налогооблагаемого дохода повлекло неуплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации: в 1999 году - 37671 рубль 70 копеек, единого социального налога в части, зачисляемой в Пенсионный фонд Российской Федерации, - 6462 рубля 50 копеек; страховых взносов, зачисляемых в фонды обязательного медицинского страхования: в 1999 году - 6217 рублей 20 копеек в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, 415 рублей 48 копеек в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и в 2001 году - единого социального налога в части, зачисляемой в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, - 1099 рублей 89 копеек.

Решением налоговой инспекции N 23 от 02.09.2002 индивидуальный предприниматель Муксинов Дмитрий Михайлович привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 21445 рублей 99 копеек, из них: 10182 рубля 80 копеек - по подоходному налогу с физических лиц, 886 рублей 40 копеек - по налогу на доходы физических лиц, по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации - 7534 рубля 34 копейки, 1292 рубля 50 копеек - по единому социальному налогу в части, зачисляемой в Пенсионный фонд Российской Федерации, 1246 рублей 87 копеек - по страховым взносам в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, 83 рубля 10 копеек - по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, 219 рублей 98 копеек - по единому социальному налогу в части, зачисляемой в территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

Индивидуальному предпринимателю Муксинову было предложено уплатить суммы налоговых санкций, недоимки по налогам и страховым взносам в социальные внебюджетные фонды и пени за их несвоевременную уплату в размере 62313 рублей 99 копеек, из них: 33075 рублей 67 копеек - по подоходному налогу с физических лиц, 166 рублей 57 копеек - по налогу на доходы физических лиц, 24472 рубля 96 копеек - по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, 242 рубля 88 копеек - по единому социальному налогу в части, зачисляемой в Пенсионный фонд Российской Федерации, 4038 рублей 92 копейки - по страховым взносам в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, 269 рублей 92 копейки - по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, 41 рубль 34 копейки - по единому социальному налогу в части, зачисляемой в территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, обоснованно руководствовались следующим.

Статьей 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не запрещается производить выездную налоговую проверку вне пределов территории (помещений) налогоплательщика.

Статьей 94 Кодекса также не установлено, что выемка документов может производиться только в помещениях, принадлежащих налогоплательщику.

Довод Муксинова Д.М. о том, что понятые, присутствующие при осуществлении выемки документов, являются работниками налогового органа, не подтвержден материалами дела.

Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 07.12.1991 N 1998-1 “О подоходном налоге с физических лиц“ (далее - Закон) объектом налогообложения у физических лиц является совокупный доход, полученный в календарном году.

Налогообложению в порядке, предусмотренном настоящей статьей Закона, подлежат доходы физических лиц, получаемые в течение календарного года от предприятий, учреждений, организаций и физических лиц, зарегистрированных в качестве предпринимателей, в связи с осуществлением ими любых видов предпринимательской деятельности, и другие доходы, полученные иными способами, не предусмотренными в главах II и III настоящего Закона.

При этом состав расходов увеличивается на сумму понесенных расходов применительно к составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), определяемых Правительством Российской Федерации (статья 12 Закона).

Согласно пункту 1 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.1992 N 552, себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Понесенные расходы подтверждаются расчетными документами - платежными поручениями, расходными кассовыми ордерами и т.д. Торгово-закупочный акт к данным документам не относится.

Имеющиеся в материалах дела расходные кассовые ордера также не свидетельствуют о том, что Муксиновым Д.М. понесены расходы, подлежащие включению в себестоимость продукции (работ, услуг), так как не представлено доказательств того, что денежные средства были выплачены поставщикам используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

В связи с тем, что решение от 28 ноября 2003 года и постановление апелляционной инстанции от 10 марта 2004 года являются законными и обоснованными, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 28 ноября 2003 года и постановление апелляционной инстанции от 10 марта 2004 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-438/03-К2 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Г.В.ЕЛФИМОВА

Судьи:

Л.А.КАДНИКОВА

М.М.ШЕЛЕМИНА