Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.05.2004 N А74-3926/03-К2-Ф02-1664/04-С1 Заявление о признании недействительным решения налогового органа о внесении изменений в решение о предоставлении права на реструктуризацию кредиторской задолженности удовлетворено, поскольку Порядок проведения реструктуризации не позволяет вносить изменения в ранее исполненные налогоплательщиком решения налоговых органов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 19 мая 2004 г. Дело N А74-3926/03-К2-Ф02-1664/04-С1“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Парской Н.Н.,

судей: Борисова Г.Н., Юдиной Н.М.,

при участии в судебном заседании: представителя открытого акционерного общества “Хакасэнерго“ Ольховской Е.В. (доверенность N 119-614 от 12.05.2004),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества “Хакасэнерго“ на решение от 22 января 2004 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-3926/03-К2 (суд первой инстанции: Коршунова Т.Г.),

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Хакасэнерго“ (общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам
и сборам N 1 Республики Хакасия (налоговая инспекция) о признании недействительным решения N 08-18/319а от 11.06.2003 о внесении изменений в решение N 10-4-5/87-99 от 20.04.2000 о предоставлении права на реструктуризацию кредиторской задолженности по налогам и сборам, а также по начисленным пеням и штрафам.

Решением суда от 22 января 2004 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.

Не согласившись с решением суда, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке его законности в связи с нарушением норм материального права.

Так, по мнению заявителя кассационной жалобы, арбитражным судом не принят во внимание довод о том, что законодательством о налогах и сборах корректировка графиков погашения задолженности не предусмотрена. Кроме того, сумма задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль при принятии решения N 10-4-5/87-99 от 20.04.2000 была включена в задолженность по пеням и штрафам и списана при погашении всей суммы задолженности, а восстановление дополнительных платежей по налогу на прибыль в составе задолженности по налогу является неправомерной.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Дело рассматривается по правилам, установленным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления N 77316, 77317 от 27.04.2004), однако налоговая инспекция своих представителей в судебное заседание не направила, в связи с чем дело слушается без участия ее представителей.

Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 16-00 часов 19 мая 2004 года. После
перерыва представитель общества в судебное заседание не явился.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено Арбитражным судом Республики Хакасия, комиссией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом по налогам, сборам, а также по начисленным пеням и штрафам принято решение N 10-4-5/87-99 от 20.04.2000 о предоставлении обществу права на реструктуризацию задолженности перед федеральным бюджетом по налогам и сборам на сумму 40139000 рублей, по пеням и штрафам - на сумму 37587000 рублей.

Налоговой инспекцией в дополнение к решению N 10-4-5/87-99 от 20.04.2000 о предоставлении обществу права на реструктуризацию задолженности перед федеральным бюджетом по налогам и сборам, а также по начисленным пеням и штрафам принято решение N 08-20/319 от 29.12.2001 о предоставлении права на реструктуризацию задолженности по пеням, начисленным за период рассмотрения заявления о предоставлении права на реструктуризацию, и штрафам в общей сумме 9233920 рублей.

В связи с досрочным погашением обществом задолженности по налогам налоговой инспекцией приняты решения N 08-19/319-2 от 07.06.2002, N 08-19/341 от 07.06.2002, N 08-19/319-3 от 30.09.2002, которыми была списана задолженность по пеням и штрафам.

Учитывая, что в состав списанной задолженности по пеням и штрафам в том числе включена сумма дополнительных платежей по налогу на прибыль в размере 4901700 рублей, налоговой инспекцией было принято решение N 08-18/319а от 11.06.2003 о внесении изменений в решение N 10-4-5/87-99 от 20.04.2000 о предоставлении права на реструктуризацию кредиторской задолженности по налогам и сборам, а также по
начисленным пеням и штрафам, в соответствии с которым суммы задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль в размере 4901700 рублей исключены из графика погашения задолженности по пеням и штрафам и включены в состав реструктурированной задолженности по налоговым платежам с учетом равномерного распределения указанных сумм на оставшиеся с момента вынесения решения о реструктуризации задолженности кварталы, начиная с 1 квартала 2003 года. Кроме того, принято решение о проведении пересчета процентов за пользование бюджетными средствами с момента предоставления права на реструктуризацию задолженности в связи с изменением суммы реструктурированной задолженности по налогам и сборам.

Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о признании его недействительным.

Суд, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что действия налоговой инспекции соответствуют положениям статьи 138 Федерального закона “О федеральном бюджете на 2002 год“, проведение корректировки графика реструктуризации осуществлено налоговой инспекцией в рамках предоставленных ей полномочий.

Кассационная инстанция считает выводы суда неправильными.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 был утвержден Порядок проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом (Порядок), которым были установлены условия и сроки проведения реструктуризации указанной задолженности юридических лиц.

В соответствии с названным Порядком Министерством Российской Федерации по налогам и сборам было принято решение N 10-4-5/87-99 от 20.04.2000 о предоставлении обществу права на реструктуризацию задолженности перед федеральным бюджетом по налогам и сборам на сумму 40139000 рублей, по пеням и штрафам - на сумму 37587000 рублей.

Графики погашения задолженности общества были согласованы первым заместителем Министра Российской Федерации по налогам
и сборам.

В соответствии с пунктом 5 Порядка организация имеет право произвести досрочное погашение задолженности по налогам и сборам.

При погашении половины реструктурируемой задолженности в течение 2 лет и полном и своевременном внесении текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 2 лет после принятия решения о реструктуризации Министерство финансов Российской Федерации по представлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам или его территориального органа производит списание половины долга по пеням и штрафам (в том числе признаваемым плательщиком к взысканию).

При погашении реструктурируемой задолженности в течение 4 лет и полном и своевременном внесении налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 4 лет производится полное списание задолженности по пеням и штрафам (в том числе признаваемым плательщиком к взысканию).

Как следует из материалов дела, общество досрочно погасило задолженность по налогам, на основании чего налоговая инспекция решениями N 08-19/319-2 от 07.06.2002, N 08-19/341 от 07.06.2002, N 08-19/319-3 от 30.09.2002 полностью списала его задолженность по пеням и штрафам.

Вышеуказанный Порядок не содержит норм, позволяющих вносить изменения в исполненные налогоплательщиком решения налоговых органов о реструктуризации задолженности по налогам, пеням и штрафам. Кроме того, пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 установлено, что реструктуризация задолженности организации по обязательным платежам в федеральный бюджет осуществляется один раз.

В соответствии с определениями Конституционного Суда Российской Федерации от 13.11.2001 N 225-О и от 10.01.2002 N 5-О было установлено, что проценты на сумму налога являются доплатой бюджету фактических сумм налога с прибыли по результатам финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика за определенный период (отчетный, налоговый).

На момент вынесения решений о списании задолженности по пеням и штрафам (июнь и
сентябрь 2002 года) по лицевому счету налогоплательщика не значилась задолженность по дополнительным платежам по налогу на прибыль. Поэтому ошибочное включение их налоговой инспекцией в реструктурированные суммы задолженности по пеням и штрафам не может являться основанием для изменения исполненного решения о списании задолженности по пеням и штрафам.

Судом не учтен тот факт, что решение о реструктуризации кредиторской задолженности общества перед федеральным бюджетом по налогам, сборам, а также по начисленным пеням и штрафам было принято Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, а обжалуемое решение N 08-18/319а от 11.06.2003 принято налоговой инспекцией.

Согласно Положению о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2000 N 783, Министерство занимает верхнюю ступень в системе налоговых органов и является звеном федерального уровня, осуществляя возложенные на него функции и полномочия непосредственно, а также через свои территориальные органы. Статьей 9 Закона Российской Федерации “О налоговых органах Российской Федерации“ предоставлено право вышестоящим налоговым органам отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае их несоответствия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам. Возможность внесения изменений или отмены нижестоящими налоговыми органами решений, принятых вышестоящими налоговыми органами, Налоговым кодексом Российской Федерации и иными нормативными актами, регламентирующими деятельность налоговых органов, не предусмотрена.

Таким образом, решение налоговой инспекции N 08-18/319а от 11.06.2003 не соответствует нормам налогового законодательства.

Ссылки суда на соответствие действий налоговой инспекции положениям статьи 138 Федерального закона “О федеральном бюджете на 2002 год“ необоснованны, поскольку законы о федеральном бюджете на соответствующий год являются составной частью бюджетного законодательства, которое не регулирует налоговые правоотношения и не устанавливает права и обязанности
налоговых органов.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда подлежит отмене с принятием нового решения.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и учитывая, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации “О государственной пошлине“ налоговая инспекция освобождена от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина, уплаченная обществом при подаче искового заявления в сумме 1000 рублей и при подаче кассационной жалобы - в сумме 500 рублей, подлежит возврату заявителю.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 22 января 2004 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-3926/03-К2 отменить.

Принять новое решение.

Признать недействительным решение N 08-18/319а от 11.06.2003 о внесении изменений в решение N 10-4-5/87-99 от 20.04.2000 о предоставлении права на реструктуризацию кредиторской задолженности по налогам и сборам, а также по начисленным пеням и штрафам как не соответствующее положениям Налогового кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 “О Порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом“.

Возвратить из федерального бюджета открытому акционерному обществу “Хакасэнерго“ 1500 рублей государственной пошлины.

Выдать справку.

Председательствующий

Н.Н.ПАРСКАЯ

Судьи:

Г.Н.БОРИСОВ

Н.М.ЮДИНА