Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.02.2004 N А78-1052/03-С2-9/52-Ф02-391/04-С1 Дело о признании недействительным уведомления Управления Федерального казначейства об изменении (уменьшении) бюджетных ассигнований направлено на новое рассмотрение, так как судом не дана правовая оценка фактам нецелевого использования заявителем денежных средств по соответствующим статьям бюджетного финансирования.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 24 февраля 2004 г.

Дело N А78-1052/03-С2-9/52-Ф02-391/04-С1

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Брюхановой Т.А.,

судей: Пущиной Л.Ю., Шелеминой М.М.,

при участии в судебном заседании представителей:

УФК по Читинской области - Лукиной Е.И. (доверенность от 06.01.2004), ОФК по г. Чите - Золотаревой Е.В. (доверенность от 06.05.2003),

учреждения ЯГ 14/3 - Поповой Е.С. (доверенность от 26.01.2004), Лаптевой С.В. (доверенность от 20.03.2003), Потехиной Т.В. (доверенность от 26.01.2004),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Читинской области на решение от 16 октября 2003 года, по делу
N А78-1052/03-С2-9/52 Арбитражного суда Читинской области (суд первой инстанции: Матанцева А.А.),

УСТАНОВИЛ:

Учреждение ЯГ 14/3 Управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Читинской области (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Читинской области с заявлением о признании недействительным уведомления об изменении (уменьшении) бюджетных ассигнований от 21.01.2003 N 1 Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Читинской области (далее - УФК) на сумму 1439476,51 рубля.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Отделение федерального казначейства по городу Чите, Министерство юстиции Российской Федерации, Главное управление исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Читинской области.

Решением от 16 октября 2003 года суда первой инстанции заявленные требования удовлетворены.

В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялись.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, УФК обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить данное решение.

По мнению заявителя кассационной жалобы, Учреждение допустило нецелевое использование бюджетных средств, в связи с чем уведомление об уменьшении бюджетных ассигнований законно и обоснованно.

В отзыве на кассационную жалобу Учреждение считает решение суда законным и обоснованным и просит оставить его без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представители сторон в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.

Проверив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела, в период с 11.11.2002 по 31.12.2002 Отделением федерального казначейства по городу Чите была проведена проверка целевого использования средств федерального бюджета в ГУ ЯГ 14/3
Управления исполнения наказания МЮ РФ по Читинской области за период с 01.01.2001 по 31.12.2001. Проверкой установлено нецелевое использование средств федерального бюджета Учреждением. По результатам проверки составлен акт N 2539 от 31.12.2002, на основании которого руководителем УФК было вынесено уведомление N 1 от 21.01.2003, которым выявленная проверкой сумма 1439476,51 рубля признана использованной не по целевому назначению и подлежащей взысканию путем изменения бюджетных ассигнований.

Заявителем данное уведомление обжаловано.

Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд исходил из того, что Учреждение не допустило факта нецелевого использования бюджетных средств.

Однако кассационная инстанция полагает, что выводы арбитражного суда не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и сделаны по недостаточно исследованным имеющимся в деле доказательствам.

Арбитражным судом Читинской области установлено, что по результатам проверки по целевой статье 201, виду расходов 070, предметной подстатье 110110 “Оплата труда гражданских служащих“ денежная сумма в размере 178394,74 рубля была удержана из заработной платы осужденных за продукты питания и перечислена на счет по учету средств, поступивших во временное пользование Учреждением. При этом арбитражный суд исходил из того, что данные денежные средства были отвлечены временно и конечная цель достигнута. Однако судом не было учтено следующее.

Заработная плата осужденных за минусом удержаний, подлежащая зачислению на банковский счет, составила 145647,26 рубля, в то время как фактически на счет было зачислено 324042 рубля. Разница между данными суммами в размере 178394,74 рубля, расценена ОФК, по результатам проверки, как нецелевое использование бюджетных средств. Данная сумма является суммой, удержанной из заработной платы осужденных за продукты питания и перечисленной, минуя счета федерального казначейства, на депозитный счет осужденных, а затем потрачена на продукты питания.

Суд кассационной
инстанции не может согласиться с выводом Арбитражного суда Читинской области о том, что отсутствие механизма удержания и возмещения затрат свидетельствует об отсутствии противоправности в действиях Учреждения.

Средства, удержанные из зарплаты осужденных в возмещение расходов на питание, являются средствами федерального бюджета, соответственно, при расчетах с данными средствами должны соблюдаться нормы действующего бюджетного законодательства. Согласно статье 243 Бюджетного кодекса РФ все средства федерального бюджета должны отражаться в системе балансовых счетов федерального казначейства. Данная норма содержит прямой запрет на осуществление операций со средствами федерального бюджета, минуя систему балансовых счетов казначейства. Вышеуказанные средства в сумме 178394,78 рубля остались на счете Учреждения и не были восстановлены на лицевой счет в казначействе, что является нарушением статьи 243 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Кроме того, нарушение казначейского принципа исполнения бюджета повлекло за собой нарушение пункта 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации, данные средства были сокрыты и не учтены в качестве остатков средств на едином счете бюджета на начало следующего года.

Статьей 289 БК РФ установлено, что нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие правовым основаниям их получения, влечет изъятие бюджетных средств в бесспорном порядке. Одним из правовых оснований получения средств федерального бюджета бюджетным учреждением является устанавливаемое Бюджетным кодексом Российской Федерации требование о хранении и осуществлении операций с этими средствами в системе балансовых счетов федерального казначейства. В данном случае Учреждением это требование закона нарушено.

Кроме того, статьей 227 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что объем расходуемых бюджетных средств должен соответствовать объему подтвержденных денежных обязательств. В данном случае объем расходуемых средств равен 324042 рублям, а
объем подтвержденных денежных обязательств - 145647,26 рубля. Разница в 178394,74 рубля не подтверждена.

Согласно Указаниям ЦБ РФ N 579-У от 18.06.1999 “О порядке открытия и ведения счетов организаций, финансируемых из средств федерального бюджета...“, п. 3.1, счет N 40302 (на который были перечислены средства осужденных) открыт для учета денежных средств, поступающих во временное распоряжение организаций и подлежащих при наступлении определенных условий возврату владельцу. То есть за каждой суммой, хранящейся на счете, должен быть закреплен владелец (осужденный), при освобождении которого эти деньги должны быть возвращены ему. Как видно из материалов дела, за суммой 178394,74 рубля владельцы не закреплены.

В соответствии с требованиями статьи 170 АПК РФ, в мотивировочной части решения должны быть указаны доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения, мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.

Признавая недействительным оспариваемое уведомление УФК в части сумм 345247,79 рубля и 19134,90 рубля, Арбитражный суд Читинской области указал, что обязательства по поставке вещевого имущества предприятием (ГУП) выполнены, следовательно, заявителем подтверждено целевое использование денежных средств. Однако в решении суда не указано, каким доказательствами это подтверждается, доводам УФК оценки не дано. Также судом указано, что истец допускал нецелевое использование бюджетных средств действуя в условиях крайней необходимости для поддержания жизнеобеспечения исправительного учреждения, однако какие это условия, какой нормой закона руководствовался суд, признавая использование бюджетных средств не по тому коду бюджетной классификации, целевым использованием, в решении суда не указано.

Кроме того, судом не дано оценки фактам нецелевого использования
сумм 21654,86 рубля, 246505,69 рубля по целевой статье 201, виду расходов 070, предметной подстатье 110721, 565305,50 рубля по целевой статьей 201, виду расходов 070, предметной статье 110330.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении суду необходимо учесть вышеизложенное и, дав оценку всем имеющимся доказательствам по делу, принять решение.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 16 октября 2003 года Арбитражного суда Читинской области по делу N А78-1052/03-С2-9/52 отменить.

Направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Председательствующий

Т.А.БРЮХАНОВА

Судьи:

М.М.ШЕЛЕМИНА

Л.Ю.ПУЩИНА