Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 29.01.2004 N А19-17091/03-15-Ф02-30/04-С1 Суд, признавая недействительным решение налогового органа в части взыскания пени за несвоевременную уплату налога на пользователей автодорог, правомерно исходил из того, что законодательством не установлены сроки уплаты указанного налога.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 29 января 2004 г. Дело N А19-17091/03-15-Ф02-30/04-С1“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Мироновой И.П.,

судей: Евдокимова А.И., Косачевой О.И.,

при участии в судебном заседании:

представителя Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Ангарску Иркутской области Сверловой Т.В. (доверенность N 03-18/15822 от 4 ноября 2004 года),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Ангарску Иркутской области на решение от 5 ноября 2003 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-17091/03-15 (суд первой инстанции: Луньков М.В.),

УСТАНОВИЛ:

Общество
с ограниченной ответственностью “Производственно-коммерческая фирма “Сакура“ обратилось в арбитражный суд к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Ангарску Иркутской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции N 11/2-33-194 от 17 июля 2003 года.

Решением от 5 ноября 2003 года заявленные требования удовлетворены, решение налоговой инспекции N 11/2-33-194 от 17 июля 2003 года признано недействительным, обществу возвращена государственная пошлина в размере 1000 рублей.

В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялись.

Не согласившись с решением суда, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

По мнению налоговой инспекции, суд, удовлетворяя требования общества, не учел, что срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог установлен постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 2235-1 от 23.01.1992 и применяется в равной степени при уплате налога как в Федеральный, так и в территориальный дорожные фонды.

Налоговый орган также полагает, что судом неправомерно не применены положения пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации, введенного в действие Федеральным законом N 57-ФЗ от 29.05.2002 “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации“, поскольку данный закон лишь конкретизировал порядок восстановления налога на добавленную стоимость, установленный ранее, не меняя общих принципов применения налоговых вычетов и исчисления налога на добавленную стоимость.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Общество, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы (почтовое уведомление N 4342 от 09.01.2004), своих представителей в судебное заседание не направило, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.

Дело
рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив доводы, изложенные в кассационной жалобе, исследовав материалы дела, выслушав мнение налогового органа, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о необоснованности кассационной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.

Из материалов дела усматривается, что налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 1 января 2000 года по 31 декабря 2002 года.

В ходе проверки установлено, что налогоплательщиком в нарушение пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации и подпункта 1 пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации допущена неполная уплата налога на добавленную стоимость за март 2001 года на сумму, приходящуюся на остаточную стоимость не полностью амортизированных основных средств. Обществу налоговой инспекцией доначислен налог на добавленную стоимость в размере 8560 рублей.

В связи с восстановлением названного налога в сумме 8560 рублей налогоплательщику доначислен налог на имущество в размере 101 рубля за 2001 год и 443 рублей - за 2002 год.

На основании статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации обществу начислены пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость в размере 4100 рублей 51 копейки, за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог за 2000, 2001 и 2002 годы в размере 432 рублей 13 копеек.

Результаты налоговой проверки оформлены актом N 11/2-33-194 от 30 июня 2003 года.

На основании акта выездной налоговой проверки заместителем начальника налоговой инспекции вынесено решение N 11/2-33-194 о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа
за неполную уплату налога на добавленную стоимость в сумме 4119 рублей 17 копеек, за неполную уплату налога на имущество в размере 108 рублей 80 копеек.

Кроме того, данным решением налогоплательщику предложено уплатить суммы доначисленных налогов и пени.

Не согласившись с указанным решением налоговой инспекции, общество обратилось с арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Удовлетворяя заявленные требования, суд обоснованно исходил из того, что начисление пени по налогу на пользователей автомобильных дорог неправомерно в связи с отсутствием срока уплаты налога.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная названной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Устанавливающий обязанность по уплате налога на пользователей автомобильных дорог Федеральный закон N 1759-1 от 18.10.1991 “О дорожных фондах в Российской Федерации“ не содержит указания на сроки исполнения налогоплательщиками обязанности по уплате данного налога.

Статьей 2 названного Закона предусмотрено, что порядок образования и использования средств Федерального дорожного фонда определяется федеральным законом, а порядок образования и использования средств территориальных дорожных фондов - законами субъектов Российской Федерации.

Утвержденный постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 2235-1 от 23.01.1992 Порядок образования и использования Федерального дорожного фонда Российской Федерации, определяющий сроки уплаты налога на пользователей автомобильных дорог, регулирует лишь правоотношения, связанные с формированием Федерального дорожного
фонда.

Федеральным законом “О дорожных фондах в Российской Федерации“ не установлен срок уплаты налога на пользователей автодорог.

Законом Иркутской области N 155 от 17.07.1995 “О территориальном дорожном фонде“ срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд также не установлен.

С учетом изложенного начисление и взыскание налоговой инспекцией пеней за несвоевременную уплату обществом налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд является неправомерным.

Вывод суда о том, что требования налогового органа о восстановлении налога на добавленную стоимость противоречат нормам Налогового кодекса Российской Федерации, действовавшим в спорный период, суд кассационной инстанции считает обоснованным.

Как следует из материалов дела, налогоплательщиком в 2001 году были приобретены основные средства, по которым в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона N 117-ФЗ от 5 августа 2000 года были предъявлены к вычету суммы налога на добавленную стоимость как уплаченные им при приобретении товаров для производственной деятельности.

С 1 апреля 2001 года общество на основании статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации было освобождено от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость, связанных с исчислением и уплатой налога.

Довод налоговой инспекции о том, что с момента приобретения права на освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость общество было обязано восстановить налог на добавленную стоимость по товарам, приобретенным в 2001 году, не может быть принят судом во внимание.

Согласно пункту 8 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации суммы налога, принятые налогоплательщиком к вычету в соответствии со статьями 171 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации до использования им права на освобождение в соответствии с настоящей статьей,
по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, но не использованным для указанных операций, после отправки налогоплательщиком уведомления об использовании права на освобождение подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед отправкой уведомления об использовании права на освобождение путем уменьшения налоговых вычетов.

Суммы налога, уплаченные по товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком, утратившим право на освобождение в соответствии с настоящей статьей, до утраты указанного права и использованным налогоплательщиком после утраты им этого права при осуществлении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, принимаются к вычету в порядке, установленном статьями 171 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации.

Указанный пункт был внесен в Налоговый кодекс Российской Федерации Федеральным законом N 57-ФЗ от 29 мая 2002 года “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации“, следовательно, у арбитражного суда Иркутской области отсутствовали основания для применения указанных положений к правоотношениям, связанным с уплатой налога на добавленную стоимость за 2001 год.

При таких обстоятельствах у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного акта, принятого по настоящему спору.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 5 ноября 2003 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-17091/03-15 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

И.П.МИРОНОВА

Судьи:

А.И.ЕВДОКИМОВ

О.И.КОСАЧЕВА