Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 26.11.2004 N А09-6058/04-13 Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности налогоплательщиков, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 26 ноября 2004 г. Дело N А09-6058/04-13(дата изготовления постановления в полном объеме)

от 24 ноября 2004 г.

(дата объявления резолютивной части постановления)

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу МИМНС РФ N 10 по Брянской области на Решение Арбитражного суда Брянской области от 16.07.2004 по делу N А09-6058/04-13,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 10 по Брянской области (далее МИМНС) обратилась в арбитражный суд с иском к Государственному учреждению Управление Федеральной почтовой связи Брянской области (далее ГУ УФПС) о
взыскании 15000 руб. штрафа в соответствии со ст. 118 НК РФ за нарушение налогоплательщиком установленного п. 2 ст. 23 НК РФ десятидневного срока сообщения в налоговый орган по месту учета предприятия сведений о закрытии расчетного и текущего счетов в Брянском ОСБ 8605 (отделение 1563/043 в р.п. Красная гора Брянской области) и открытии расчетного счета в Брянском ОСБ 86054 (дополнительном отделении N 033 Унечского ОСБ N 5586).

Решением Арбитражного суда Брянской области от 16.07.2004 исковые требования МИМНС РФ удовлетворены в части взыскания с ответчика 1000 руб. штрафа за несвоевременное сообщение об открытии расчетного счета N 405038106083230004001 в Брянском ОСБ 8605 отделение 5586. В остальной части истцу в удовлетворении заявленных требований отказано.

В порядке апелляционного производства законность и обоснованность решения суда не проверялись.

Не согласившись с названным судебным актом, налоговый орган обратился в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда в связи с неправильным применением судом норм материального права.

Ответчик отклонил доводы жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на кассационную жалобу.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, оценив доводы жалобы, кассационная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ГУ УФПС Брянской области состоит на налоговом учете в МИМНС РФ N 10 по Брянской области и в МИМНС РФ N 1 по Брянской области - по месту нахождения своего обособленного структурного подразделения.

Закрытие 29.09.2003 расчетного счета N 4050281020812010000 и текущего счета N 4050281020812010001 производилось в Брянском ОСБ 8605 (отделение 1563/043) по месту нахождения обособленного подразделения ответчика - Красногорского РУПС,
расположенного в р.п. Красная Гора Брянской области, о чем ответчик сообщил в налоговый орган по месту учета филиала (МИМНС РФ N 1 по Брянской области) 06.01.2004, т.е. в пределах установленного п. 2 ст. 23 НК РФ десятидневного срока.

В налоговый орган по месту учета головной организации сообщение о закрытии счетов не представлено, что расценено МИМНС РФ N 10 по Брянской области как нарушение налогоплательщиком п. 2 ст. 23 НК РФ.

Кроме того, 05.03.2004 ГУ УФПС Брянской области был открыт расчетный счет N 405038106083230004001 в Брянском ОСБ 8605 (дополнительное отделение N 033 Унечского ОСБ N 5586). Сообщение об открытии счета было направлено в МИМНС РФ N 10 по Брянской области 16.03.2004, то есть с нарушением срока, установленного законом.

На основании выявленных фактов правонарушений, руководствуясь ст. ст. 31, 101 НК РФ, налоговым органом вынесены Решения N 75-77 от 14.04.2004 о привлечении ГУ УФПС по Брянской области к налоговой ответственности в соответствии с п. 1 ст. 118 НК РФ в виде взыскания штрафа в сумме 15000 руб. (за каждое непредставленное сообщение по 5000 руб.).

Требования МИМНС N N 170, 171, 172 от 19.04.2004 о добровольной уплате штрафа ответчиком не исполнены, в связи с чем истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Отказывая налоговой инспекции в части требований о взыскании штрафных санкций за непредставление сообщения о закрытии расчетного и текущего счетов в банке по месту нахождения обособленного подразделения ответчика - Красногорского РУПС, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых
органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

В силу п. 2 ст. 23 НК РФ (в редакции Федерального закона Российской Федерации от 07.07.2003, действовавшего до 01.01.2004) налогоплательщики-организации обязаны письменно сообщать об открытии или закрытии счетов в десятидневный срок в налоговый орган по месту учета. Неисполнение этой обязанности является налоговым правонарушением, ответственность за которое предусмотрена п. 1 ст. 118 НК РФ.

Однако суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что налоговым законодательством не предусмотрена ответственность налогоплательщиков за несообщение сведений об открытии или закрытии счета организацией всем налоговым органам, в которых данная организация состоит на учете.

Учитывая тот факт, что уведомление о закрытии расчетного и текущего счетов было своевременно направлено ответчиком по месту учета филиала - в Межрайонную инспекцию МНС России N 1 по Брянской области, суд обоснованно сослался на исполнение налогоплательщиком обязанности по сообщению указанных сведений в налоговый орган.

Следовательно, состав налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 118 НК РФ, в действиях ГУ УФПС по Брянской области отсутствует, и оснований для привлечения учреждения к ответственности у налоговой инспекции не имелось.

Довод заявителя жалобы о применении к спорным правоотношениям п. 2 ст. 23 НК РФ в новой редакции ФЗ от 23.12.2003 N 185-ФЗ, устанавливающей обязанность налогоплательщика-организации письменно сообщить в десятидневный срок об открытии или закрытии счетов в налоговый орган по месту нахождения организации, является несостоятельным, поскольку согласно ч. 2 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности налогоплательщиков, а также иных участников отношений,
регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

Учитывая тот факт, что обязанность налогоплательщика сообщить о закрытии вышеуказанных счетов возникла до вступления в силу изменений в п. 2 ст. 23 НК РФ, суд сделал правомерный вывод об исполнении данной обязанности в прежнем порядке, то есть по месту учета организации.

Довод заявителя жалобы о необоснованном уменьшении судом штрафных санкций, начисленных инспекцией за несвоевременное представление налогоплательщиком сведений об открытии расчетного счета в Брянском ОСБ 86054 (дополнительное отделение N 033 Унечского ОСБ N 5586), не может быть принят во внимание судом кассационной инстанции, поскольку при вынесении решения суд дал правильную оценку наличию обстоятельств, смягчающих ответственность организации, выполняющей социально значимую роль, с учетом организационно-правовой формы ГУ УФПС, которое является некоммерческой организацией, находящейся на бюджетном финансировании.

При таких обстоятельствах применение судом положений ст. ст. 112, 114 НК РФ является обоснованным.

Таким образом, судебная коллегия считает, что оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.

Судебные расходы не подлежат взысканию по жалобе, поскольку заявитель от уплаты госпошлины освобожден.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Брянской области от 16.07.2004 по делу N А09-6058/04-13 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.