Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 18.11.2004 N А35-810/04-С23 При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента или отсутствии информации о счетах налогоплательщика и налогового агента налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 18 ноября 2004 г. Дело N А35-810/04-С23“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по г. Курску на Решение от 01.07.2004 Арбитражного суда Курской области по делу N А35-810/04-С23,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Курский завод железобетонных изделий“ (далее по тексту - ОАО “КЗЖБИ“) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными Решения и Постановления Инспекции МНС РФ по г. Курску (далее по тексту - ИМНС РФ по г. Курску, Инспекция) от 13.02.2002 N 20-07/34 о взыскании налога (сбора), пени и (или) присужденного
штрафа за счет имущества на сумму 1861309 руб.

Решением Арбитражного суда Курской области от 01.07.2004 заявленные требования удовлетворены.

В апелляционной инстанции законность принятого решения не проверялась.

В кассационной жалобе Инспекция МНС РФ по г. Курску просит отменить решение, как принятое в нарушение норм материального права.

Изучив материалы дела, выслушав объяснение представителя налогового органа, рассмотрев доводы жалобы, кассационная инстанция полагает, что обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.

Из материалов дела следует, что Инспекция МНС РФ по г. Курску Решением от 18.04.2000 представила ОАО “КЗЖБИ“ право на реструктуризацию кредиторской задолженности перед федеральным бюджетом. В связи с невыполнением обществом условий реструктуризации, Инспекцией принято Решение N 17 от 01.12.2002 о прекращении действия решения о реструктуризации кредиторской задолженности по налогам, а также по пеням и штрафам перед федеральным бюджетом.

ОАО “КЗЖБИ“ представило в Инспекцию МНС РФ по г. Курску налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за декабрь 2001 года, согласно которой подлежал уплате налог в сумме 448445 руб. по сроку уплаты 21.01.2002.

Требованием от 05.02.2002 N 202 плательщику предложено добровольно уплатить НДС в сумме 1469632 руб. и пени за неуплату налога в размере 1775804 руб. 14 коп., налог на землю - 225101 руб. и пени - 83030 руб., налог на прибыль - 18172 руб. и пени - 2474 руб. со сроком исполнения 08.02.2002.

В связи с неуплатой в добровольном порядке сумм, указанных в требовании, ИМНС РФ по г. Курску вынесено Решение от 13.02.2002 N 20-07/34 о взыскании налога (сбора), пени и (или) присужденного штрафа за счет имущества налогоплательщика в сумме 3574214 руб., куда входят, как следует из приложения к решению, суммы согласно
требованию N 202.

На основании указанного решения налоговым органом было принято Постановление от 13.02.2002 N 20-07/34 о взыскании с ОАО “КЗЖБИ“ указанных сумм недоимки и пени, которое направлено для исполнения в Службу судебных приставов-исполнителей по Сеймскому району г. Курска.

Впоследствии ИМНС РФ по г. Курску вынесено Решение от 15.02.2002 N 198 о взыскании задолженности налогоплательщика за счет денежных средств на счетах в банке в пределах сумм, указанных в требовании от 05.02.2002, и выставила к расчетному счету общества инкассовые поручения N 1277 на сумму 1787106 руб., N 1278 - 1458329 руб., N 1279 - 308131 руб., N 1280 - 20645 руб. 86 коп.

Письмом Инспекции от 19.02.2002 N 20-12/13727 взыскание сумм по указанным инкассовым поручениям приостановлено.

Не согласившись с Решением и Постановлением налогового органа от 13.02.2002 N 20-07/34, считая, что ими нарушены права и законные интересы налогоплательщика, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Рассматривая спор по существу и удовлетворяя требования плательщика, суд пришел к правильному выводу о том, что налоговым органом нарушен порядок принудительного взыскания, предусмотренный ст. ст. 46, 47 НК РФ.

В силу положений ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках.

Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента.

Решение о взыскании
принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Согласно п. 7 ст. 46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента или отсутствии информации о счетах налогоплательщика и налогового агента налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента в соответствии со ст. 47 настоящего Кодекса.

Таким образом, действующее налоговое законодательство предусматривает определенный порядок принудительного взыскания налога.

Как усматривается из материалов дела, на момент вынесения спорных решения и постановления о взыскании налога и пени за счет имущества налогоплательщика (13.02.2002) в порядке ст. 47 НК РФ, Инспекцией не были применены меры по принудительному взысканию налога, предусмотренные ст. 46 НК РФ. Решение о взыскании налога и пени за счет денежных средств налогоплательщика, находящихся на его счетах в банке, принято налоговым органом уже после применения мер, предусмотренных ст. 47 НК РФ (15.02.2002).

При таких обстоятельствах вывод суда о том, что Инспекцией нарушен установленный налоговым законодательством принудительный порядок взыскания налога, пени и штрафа, что является основанием для признания спорных ненормативных актов недействительными, является законным и обоснованным.

Положенные в основу кассационной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу, им дана правильная юридическая оценка, следовательно, они не могут служить основанием для отмены судебного акта, принятого в соответствии с нормами материального права.

Довод Инспекции заявленный в ходе рассмотрения кассационной жалобы о том, что в настоящее время в отношении ОАО “КЗЖБИ“ открыто конкурсное производство и суммы задолженности, указанные в спорных ненормативных актах, внесены
в реестр кредиторов, также не может повлечь отмену судебного акта, поскольку решение суда принято до указанного обстоятельства.

Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого судебного акта, также не установлено.

В силу указанного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 01.07.2004 Арбитражного суда Курской области по делу N А35-810/04-С23 - оставить без изменения, а кассационную жалобу ИМНС РФ по г. Курску - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.