Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 06.05.2004 N А13-9553/03-23 Поскольку в 2002 году налоговым периодом по налогу на пользователей автомобильных дорог являлся календарный год, а отчетные периоды по указанному налогу, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи, отсутствовали, доначисление обществу пеней по налогу до наступления срока его уплаты признано неправомерным.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 мая 2004 года Дело N А13-9553/03-23“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Клириковой Т.В. и Троицкой Н.В., рассмотрев 27.04.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Вологодской области на решение от 02.12.03 (судья Логинова О.П.) и постановление апелляционной инстанции от 12.02.04 (судьи Богатырева В.А., Потеева А.В., Ковшикова О.С.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-9553/03-23,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Череповецкий сталепрокатный завод“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным требования Межрайонной инспекции Министерства
Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Вологодской области (далее - Инспекция) от 17.10.03 N 104 об уплате пеней по налогу на пользователей автомобильных дорог.

В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель изменил основания заявленного требования и просил суд признать незаконными действия Инспекции, выразившиеся в начислении Обществу 327652 руб. 16 коп. пеней по налогу на пользователей автомобильных дорог за 2002 год.

Решением суда от 02.12.03, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 12.02.04, требования Общества удовлетворены.

В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение от 02.12.03 и постановление апелляционной инстанции от 12.02.04, ссылаясь на нарушение судами норм материального права. По мнению подателя жалобы, судебные инстанции сделали ошибочный вывод о том, что налог на пользователей автомобильных дорог за 2002 год перечисляется налогоплательщиками до 15.01.03 за год, а не до 15 числа каждого месяца. Инспекция считает, что приостановление действия постановления Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 N 2235-1 “Об утверждении порядка образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации“ (далее - Постановление N 2235-1) не изменяет обязанность Общества по уплате и сроки внесения в бюджет названного налога, поскольку Закон Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 “О дорожных фондах в Российской Федерации“ (далее - Закон N 1759-1) являлся действующим. Кроме того, правомерность начисления налогоплательщику пеней при нарушении им ежемесячного срока уплаты налога на пользователей автомобильных дорог подтверждена Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 04.07.02 N 200-О.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо “Постановлением Конституционного Суда“ имеется в виду “Определением Конституционного Суда“.

В отзыве на кассационную жалобу Общество, считая доводы жалобы несостоятельными,
просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.

Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела, Инспекция 17.10.03 направила в адрес Общества требование N 104 об уплате 267299 руб. 16 коп. пеней по налогу на пользователей автомобильных дорог. Из расшифровки налогового органа о сумме пеней следует, что за 2002 год Обществу начислено 327652 руб. 78 коп. пеней по этому налогу, из них 267299 руб. 14 коп. по состоянию на 15.01.03 и 21 руб. 64 коп. за период с 15.01.03 по 31.03.03.

Налогоплательщик не согласился с начислением ему Инспекцией пеней по налогу на пользователей автомобильных дорог за 2002 год за период до 15.01.03 и обратился с заявлением в арбитражный суд.

Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя требования заявителя, сделали вывод о том, что Инспекция неправомерно начислила пени по налогу на пользователей автомобильных дорог за 2002 год, не уплаченному до наступления срока уплаты налога (15.01.03).

Кассационная инстанция считает вывод судов правильным.

В соответствии со статьями 1 и 11 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ (далее - Закон “Об основах“), действовавшими до введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации, установление и отмена налогов, а следовательно, определение круга налогоплательщиков, объектов налогообложения, налоговых ставок, сроков уплаты налога в бюджеты, в которые зачисляется налог, осуществляются Верховным Советом Российской Федерации и другими органами государственной власти в соответствии с этим законом.

Налог на пользователей автомобильных дорог установлен подпунктом “м“ пункта 1
статьи 19 Закона “Об основах“ как федеральный налог. Этим же подпунктом предусмотрено, что налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляются в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации. Согласно пункту 5 указанной статьи порядок зачисления федеральных налогов в бюджет устанавливается законодательными актами Российской Федерации.

Порядок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог как федерального налога установлен законодательным актом Российской Федерации - Постановлением N 2235-1, которым утвержден Порядок образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации (далее - Порядок). В соответствии с пунктом 10 Порядка предприятия перечисляют установленный Законом N 1759-1 налог на пользователей автомобильных дорог ежемесячно до 15-го числа за прошедший месяц.

Согласно статье 5 Закона N 1759-1 налог на пользователей автомобильных дорог зачисляется как в федеральный, так и в территориальный дорожные фонды. Тем не менее в соответствии с подпунктом “м“ пункта 1 статьи 19 Закона “Об основах“ названный налог является единым федеральным налогом, исчисляемым от общей налоговой базы на основании единой декларации по этому налогу, сдаваемой по итогам налоговых (отчетных) периодов.

Следовательно, установленные статьей 5 Закона N 1759-1 отчисления от налога в территориальный дорожный фонд не являются самостоятельным налогом, поэтому должны направляться налогоплательщиком в территориальный дорожный фонд в те же сроки, в которые уплачивается налог на пользователей автомобильных дорог в Федеральный дорожный фонд.

Вместе с тем статьей 7 Федерального закона “О федеральном бюджете на 2001 год“ от 27.12.2000 N 150-ФЗ Федеральный дорожный фонд Российской Федерации упразднен с 01.01.01, а действие постановления Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 N 2235-1 приостановлено.

Федеральным законом от 30.12.01 N 194-ФЗ “О федеральном
бюджете на 2002 год“ действие указанного постановления приостановлено и на 2002 год.

Законом Вологодской области от 21.11.2000 N 585-ОЗ “О территориальном дорожном фонде“ срок уплаты налога на пользователей автодорог не установлен.

Согласно статьям 9 и 21 Федерального закона N 110-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации“ (далее - Закон N 110-ФЗ) статья 5 Закона N 1759-1 утрачивает силу с 01.01.03.

При этом статьей 4 Закона N 110-ФЗ установлено, что налогоплательщики, определявшие в 2002 году выручку от реализации продукции (товаров, работ, услуг) по мере ее отгрузки за продукцию (товары, работы, услуги), отгруженную (поставленную, выполненные, оказанные) до 1 января 2003 года, обязаны исчислить и уплатить налог на пользователей автомобильных дорог, исходя из ставки налога, действовавшей в 2002 году, до 15.01.03.

Налогоплательщики, определявшие в 2002 году выручку от реализации продукции (товаров, работ, услуг) по мере ее оплаты за товары (продукцию, работы, услуги), отгруженные (поставленную, выполненные, оказанные) и оплаченные по состоянию на 1 января 2003 года, обязаны исчислить и уплатить налог на пользователей автомобильных дорог в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации, исходя из ставки налога, действовавшей в 2002 году, до 15.01.03.

Согласно статье 55 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговым периодом является календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и рассчитывается сумма налога, которую налогоплательщик в силу статьи 45 НК РФ обязан самостоятельно уплатить в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Исходя из совокупности названных законодательных актов, следует вывод о том, что в 2002
году налоговым периодом по налогу на пользователей автомобильных дорог являлся календарный год, а отчетные периоды по указанному налогу, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи, отсутствовали. Следовательно, у Инспекции отсутствовали основания для начисления Обществу пеней по налогу на пользователей автомобильных дорог за 2002 год до наступления срока уплаты этого налога.

Кассационная инстанция считает несостоятельной ссылку налогового органа на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04.07.02 N 200-О, которым, по мнению Инспекции, разрешен вопрос о порядке и сроках внесения налога на пользователей автомобильных дорог, которые должны были применить судебные инстанции.

Между тем в определении от 04.10.01 N 183-О Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что вопрос о соответствии одних законодательных актов другим и о выборе закона, подлежащего применению при рассмотрении конкретного спора, разрешение которого относится к полномочиям судов общей юрисдикции и арбитражных судов, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации.

Следовательно, именно суд должен определить, какие законодательные акты подлежат применению.

В статье 55 НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.04.02 N 83-О указано, что в статье 5 Закона Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“ непосредственно не предусмотрены некоторые элементы налога на пользователей автомобильных дорог, но это само по себе не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод граждан и их объединений. Возникающие же в процессе исчисления и уплаты этого налога сомнения, противоречия и неясности должны толковаться в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи
3 НК РФ).

Поскольку в 2002 году на территории Вологодской области не был установлен налоговый период по налогу на пользователей автомобильных дорог, уплачиваемому в территориальный дорожный фонд, у налогового органа не было оснований для начисления пеней по задолженности по налогу на пользователей автомобильных дорог.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает решение от 02.12.03 и постановление апелляционной инстанции от 12.02.04 законными и обоснованными, а жалобу Инспекции - не подлежащей удовлетворению.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 02.12.03 и постановление апелляционной инстанции от 12.02.04 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-9553/03-23 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Вологодской области - без удовлетворения.

Председательствующий

КИРЕЙКОВА Г.Г.

Судьи

КЛИРИКОВА Т.В.

ТРОИЦКАЯ Н.В.