Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 12.10.2004 N А48-766/04-2 Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную с оборотов по реализации и иных объектов налогообложения, на установленные Налоговым кодексом Российской Федерации налоговые вычеты.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 12 октября 2004 г. Дело N А48-766/04-2“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по Советскому району г. Орла на Решение Арбитражного суда Орловской области от 27.04.2004 и Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Орловской области от 30.06.2004 по делу N А48-766/04-2,

УСТАНОВИЛ:

ООО “Колванефть“ обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным Решения Инспекции МНС РФ по Советскому району г. Орла от 06.02.2004 N 28-к.

Решением Арбитражного суда Орловской области от 27.04.2004 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Орловской области от 30.06.2004
решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Инспекция МНС РФ по Советскому району г. Орла просит решение и постановление апелляционной инстанции отменить, как принятые с нарушением норм материального права.

Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Как видно из материалов дела, 06.11.2003 ООО “Колванефть“ представило в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за ноябрь 2002 года, согласно которой заявлено к вычету 14840222 руб. налога, в том числе 12973432 руб. в связи с ликвидацией разведочной скважины, не давшей положительного результата.

По результатам камеральной проверки представленной декларации инспекцией принято Решение от 06.02.2004 N 28-к, согласно которому обществу доначислено 12973432 руб. налога на добавленную стоимость и применена штрафная санкция на основании п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 345275 руб. (с учетом переплаты по налогу).

Основанием для доначисления налога явилось неправомерное, по мнению налогового органа, предъявление к вычетам сумм налога на добавленную стоимость по расходам, связанным со строительством скважины N 4-Р, ликвидированной без ввода в эксплуатацию и не участвующей в производственном процессе.

Полагая, что указанное решение противоречит требованиям налогового законодательства, налогоплательщик обжаловал его в суд.

Рассматривая спор и удовлетворяя требования ООО “Колванефть“, суд полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, и дал им правильную оценку.

В соответствии с п. 1 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную с оборотов по реализации и иных объектов налогообложения, на установленные данной статьей налоговые вычеты.

Согласно п. 2 ст.
171 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении: 1) товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170 Налогового кодекса Российской Федерации; 2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Пунктом 6 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств.

С учетом изложенного вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), при наличии соответствующих первичных документов и при условии, что товары (работы, услуги) приобретались для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии со ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации.

Как установлено судом и не оспаривается налоговым органом, основными видами деятельности общества являются поиск, разведка и добыча углеводородного сырья.

В соответствии с лицензией на право пользования недрами СЫК N 01051 НР, зарегистрированной Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми 14.02.2000 N 1024, общество получило право осуществлять поиск, разведку и добычу углеводородного сырья в пределах Южно-Ошской площади, расположенной в Усинском районе Республики Коми в 110 км к северу от г. Усинска.

Статьей 5 лицензионного соглашения об условиях пользования недрами к указанной лицензии предусмотрена программа работ по поиску, оценке
и добыче углеводородного сырья и, в частности, проведение на лицензионном участке работ по бурению и испытанию разведочной скважины N 4 Южно-Ошская.

Согласно п. 2 дополнения N 1 к лицензионному соглашению указанной лицензии, зарегистрированного Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми 13.04.2001 N 1353, разработка Южного участка Ошского месторождения осуществляется по проекту пробной эксплуатации, утвержденному Центральной комиссией по разработке месторождений углеводородного сырья и угля Минтопэнерго РФ (протокол от 11.08.2000 N 2612).

Пунктом 9.1 указанного проекта также предусмотрены бурение разведочной скважины N 4 Южно-Ошская и проведение специальных работ, включающих геолого-физические и гидродинамические исследования.

Во исполнение указанных условий разработки Южно-Ошского месторождения общество осуществило подрядным способом бурение разведочной скважины N 4 Южно-Ошская, а также провело комплекс геологических работ и испытаний с ее использованием.

В результате осуществления этих разведочных мероприятий было установлено, что в разведочной скважине N 4 отсутствует промышленный приток нефти и газа, и, поскольку ликвидация непродуктивных скважин тоже является условием разработки месторождения (ст. 11 лицензионного соглашения), было принято решение о ликвидации разведочной скважины N 4, как выполнившей свое проектное назначение (протокол заседания постоянно действующей комиссии по ликвидации скважин на Южно-Ошской площади от 28.06.2002). После чего был разработан план изоляционно-ликвидационных работ по скважине N 4, согласованный с Усинским отделом по надзору за опасными производственными объектами, и осуществлены работы по ликвидации данной скважины.

Таким образом, бурение разведочной скважины N 4 Южно-Ошская, проведение комплекса геологических работ и испытаний с использованием этой скважины, а также ее последующая ликвидация являлись необходимыми условиями разработки Южно-Ошского месторождения, в связи с чем суды пришли к правильному выводу о том, что, не выполнив данные работы,
общество не смогло бы осуществлять добычу и реализацию нефти, т.е. получать выручку от реализации, являющуюся объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость.

То обстоятельство, что в конечном итоге указанные намерения не были реализованы, объясняется технологией производства и не должно влиять на решение вопроса о применении вычета.

Для нефтегазодобывающей организации расходы по строительству разведочной скважины являются расходами, обусловленными особенностями производства и необходимыми для выполнения работ по добыче нефти.

Учитывая изложенное, суд пришел к обоснованному выводу о том, что общество правомерно заявило к вычетам 12973432 руб. налога на добавленную стоимость, уплаченного в составе расходов по строительству ликвидированной скважины.

Довод заявителя жалобы о том, что спорная сумма налога на добавленную стоимость должна быть включена в состав расходов общества, не может быть принят во внимание, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 170 Налогового кодекса Российской Федерации суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, если иное не установлено положениями гл. 21 Налогового кодекса Российской Федерации, не включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц), за исключением случаев, предусмотренных п. 2 данной статьи.

Согласно п. 2 ст. 170 НК РФ суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, либо фактически уплаченные при ввозе товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, на территорию Российской Федерации, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, в случаях: 1) приобретения (ввоза) товаров (работ,
услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения); 2) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации; 3) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, лицами, не являющимися налогоплательщиками в соответствии с настоящей главой либо освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате налога; 4) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации (передаче) которых не признаются реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с п. 2 ст. 146 настоящего Кодекса.

Таким образом, исчерпывающий перечень случаев, когда суммы налога включаются в расходы, принимаемые при исчислении налога на прибыль организаций, установлен п. 2 ст. 170 Налогового кодекса Российской Федерации. Рассматриваемый случай к их числу не относится.

При таких обстоятельствах оснований для отмены принятых по делу судебных актов не имеется.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 27.04.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 30.06.2004 Арбитражного суда Орловской области по делу N А48-766/04-2 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.