Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 22.09.2004 N А62-2713/04 Дело по иску о признании недействительным решения налогового органа об отказе в возмещении НДС отправлено на новое рассмотрение в связи с нарушением арбитражным судом норм материального права.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 22 сентября 2004 г. Дело N А62-2713/04“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по Ленинскому району г. Смоленска на Решение Арбитражного суда Смоленской области от 13.07.2004 по делу N А62-2713/04,

УСТАНОВИЛ:

Предприниматель Слесаренко Л.П. обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным Решения Инспекции МНС РФ по Ленинскому району г. Смоленска от 20.02.2004 N 104-к, обязании инспекции произвести возмещение налога на добавленную стоимость в сумме 11674 руб. в форме зачета в соответствии со ст. 176 НК РФ, взыскать с налогового органа
500 руб. расходов по оплате услуг адвоката (с учетом уточненных требований).

Решением Арбитражного суда Смоленской области от 13.07.2004 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной инстанции решение арбитражного суда не обжаловалось.

В кассационной жалобе Инспекция МНС РФ по Ленинскому району г. Смоленска просит решение арбитражного суда отменить, как принятое с нарушением норм материального права.

Проверив материалы дела, выслушав представителей предпринимателя, обсудив доводы жалобы, суд находит решение арбитражного суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 20.11.2003 предпринимателем Слесаренко Л.П. представлена в налоговую инспекцию налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за 3 квартал 2003 г., согласно которой сумма реализации товаров, отгруженных на экспорт составила 121620 руб., к возмещению из бюджета заявлено 6646 руб.

По результатам камеральной проверки представленной декларации инспекцией принято Решение от 20.02.2004 N 104-к об отказе в возмещении из бюджета 6646 руб., предъявленных к вычетам, отсутствии оснований для применения налоговой ставки 0 процентов, взыскании с предпринимателя 11674 руб. налога на добавленную стоимость за 3 квартал 2003 г. Основанием для отказа явилось невыполнение предпринимателем при подаче налоговой декларации пп. 2 п. 1 ст. 165 НК РФ: не представлены выписки банка, подтверждающие фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя товаров на счет налогоплательщика в российском банке.

Суд первой инстанции, удовлетворяя требования предпринимателя о признании недействительным Решения налогового органа от 20.02.2004 N 104-к, указал, что факт оплаты товара иностранным лицом подтвержден мемориальными ордерами, представленными предпринимателем при подаче налоговой декларации, поскольку пп. 2 п. 1 ст. 165 НК РФ в качестве документов, подтверждающих фактическое поступление выручки от иностранного лица,
допускает представление в налоговый орган наряду с выпиской банка приходных кассовых ордеров, документов, подтверждающих право на незачисление валютной выручки на территории Российской Федерации, документов, подтверждающих ввоз товаров на территорию Российской Федерации и их оприходование в случае осуществления бартерных операций.

Вывод суда не соответствует положениям Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 165 Кодекса для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов при реализации товаров, названных в п. 1 ст. 164 Кодекса, в налоговые органы представляются следующие документы:

1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара (припасов) за пределы таможенной территории Российской Федерации. Если контракты содержат сведения, составляющие государственную тайну, вместо копий полного текста контракта представляется выписка из него, содержащая информацию, необходимую для проведения налогового контроля (в частности, информацию об условиях поставки, о сроках, цене, виде продукции);

2) выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица-покупателя указанного товара (припасов) на счет налогоплательщика в российском банке;

3) грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками Российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации (пограничный таможенный орган);

4) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.

Как следует из пп. 2 п. 1 ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если контрактом предусмотрен расчет наличными денежными средствами, налогоплательщик представляет в налоговые органы выписку банка (копию выписки), подтверждающую внесение налогоплательщиком полученных сумм на его счет в
российском банке, а также копии приходных кассовых ордеров, подтверждающие фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанных товаров (припасов).

В случае, если незачисление валютной выручки от реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), подтверждающие право на незачисление валютной выручки на территории Российской Федерации.

В случае осуществления внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций налогоплательщик представляет в налоговые органы документы, подтверждающие ввоз товаров (выполнение работ, оказание услуг), полученных по указанным операциям, на территорию Российской Федерации и их оприходование.

Таким образом, в силу обязательных требований Кодекса налогоплательщик только в определенных случаях должен представить в налоговый орган иные документы, а не выписку банка (ее копию), свидетельствующие о поступлении выручки от иностранного лица - покупателя товара.

Юридических препятствий для получения заинтересованным лицом - налогоплательщиком выписки банка, подтверждающий фактическое поступление выручки от иностранного лица нет.

В период совершения предпринимателем экспортных операций и подачи в налоговый орган спорной декларации действовали Правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации (утвержденные Приказом ЦБ РФ от 18.06.97 N 02-263 с изменениями, внесенными Указаниями ЦБ РФ), п. 2.1 разд. 2 которых предусмотрен порядок выдачи банком выписки из лицевого счета клиента и доказательств, прилагаемых к ней.

Таким образом, с установленной Налоговым кодексом Российской Федерации обязанностью налогоплательщика по представлению выписок банка (их копий) корреспондирует право налогоплательщика на их получение.

Следовательно, вывод арбитражного суда, положенный в основу удовлетворения требований предпринимателя в части признания недействительным решения налогового органа, не соответствует законодательству.

При обращении в суд предпринимателем
также было заявлено требование об обязании налогового органа произвести возмещение налога на добавленную стоимость в сумме 11674 руб. в форме зачета в соответствии со ст. 176 Налогового кодекса Российской Федерации.

Удовлетворяя данное требование, суд первой инстанции в нарушение ст. ст. 71, 170 АПК РФ не указал мотивов, по которым принял такое решение, а также законы, которыми он руководствовался.

При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда как принятое с нарушением норм материального и процессуального права подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.

Поскольку предпринимателем заявлялось требование о признании решения налоговой инспекции недействительным, оценка законности этого решения при новом рассмотрении дела должна осуществляться судом, исходя из тех обязательных к представлению в силу закона документов, которые на момент его вынесения были представлены в налоговую инспекцию предпринимателем в целях подтверждения права на налоговую ставку 0 процентов и налоговые вычеты по экспортным операциям.

Учитывая изложенное и руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст. ст. 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Смоленской области от 13.07.2004 по делу N А62-2713/04 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.