Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 09.08.2004 N А09-6274/03-13 В состав внереализационных расходов включаются убытки от списания дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, и других долгов, нереальных для взыскания.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 9 августа 2004 г. Дело N А09-6274/03-13“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по г. Дятьково Брянской области на Решение Арбитражного суда Брянской области от 11.11.2003 и Постановление апелляционной инстанции того же суда от 20.04.2004 по делу N А09-6274/03-13,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Старьстекло“, п. Старь Брянской области, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным Решения Инспекции МНС РФ по г. Дятьково Брянской области от 30.06.2003 N 39 в части доначисления единого социального налога в сумме 1853,22 руб., пени по
налогу в сумме 218,57 руб., доначисления налога на прибыль в сумме 96119 руб., налога на добавленную стоимость в сумме 186786 руб., а также штрафных санкций по единому социальному налогу в сумме 371 руб. и по налогу на добавленную стоимость в сумме 143468 руб. (с учетом уточненных требований).

Решением Арбитражного суда Брянской области от 11.11.2003 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением апелляционной инстанции того же суда от 20.04.2004 решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе налоговый орган просит решение и постановление отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.

Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, выслушав объяснения представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, Инспекцией МНС РФ по г. Дятьково проведена выездная налоговая проверка ОАО “Старьстекло“ по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.10.2000 по 01.01.2003, по результатам которой составлен акт от 04.06.2003 N 39.

В ходе проверки налоговый орган пришел к выводу, что обществом необоснованно не включены в налоговую базу по единому социальному налогу компенсационные выплаты матерям по уходу за ребенком до достижения трехлетнего возраста, в связи с чем налоговая база за 2001 г. занижена на 5025,67 руб. Кроме того, налогоплательщиком в 2001 г. при исчислении налога на прибыль неправомерно отнесены на затраты суммы налога на землю, находящуюся под объектами жилсоцкультбыта и сельхозугодьями, в сумме 6498 руб., тогда как данные расходы, по мнению налогового органа, следовало произвести за счет прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия, и в нарушение п. 15 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ,
услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденной Постановлением Правительства РФ N 552 от 05.08.92, в состав внереализационных расходов включены суммы дебиторской задолженности (165571 руб.), не подтвержденные документально об исключении дебиторов из госреестра. Обосновывая доначисления налога на добавленную стоимость, налоговый орган указал, что при осуществлении экспортных операций ОАО “Старьстекло“ не представляло в инспекцию документы в соответствии со ст. 165 НК РФ и по истечении 180 дней с момента отгрузки не исчислило НДС с реализации товаров (работ, услуг) по указанным операциям, а также не уплачен НДС в октябре, ноябре 2002 г. с авансов, полученных в счет предстоящих поставок на экспорт.

Решением ИМНС РФ по г. Дятьково от 30.06.2003 N 39 ОАО “Старьстекло“ привлечено к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ в виде штрафа в сумме 420216 руб., по п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату единого социального налога в виде штрафа в сумме 371 руб., за неполную уплату НДС в виде штрафа в сумме 143468 руб., неполную уплату налога на имущество в виде штрафа в сумме 13905 руб., неполную уплату налога на рекламу в виде штрафа в сумме 187 руб., по п. 1 ст. 126 НК РФ - штраф 700 руб., а также обществу предложено уплатить доначисленный налог на доходы физических лиц в сумме 2101079 руб., единый социальный налог - 1853,22 руб., налог на рекламу - 933 руб., налог на имущество - 69525 руб., НДС - 1059891 руб., налог на прибыль - 180773 руб., пени по налогам в общей
сумме 301666,74 руб., уменьшено на исчисленные в завышенных размерах суммы НДС - 1767674 руб. и налог с продаж - 25320 руб.

Не согласившись с решением инспекции в части доначисления единого социального налога, пени и штрафа, налога на добавленную стоимость в сумме 186786 руб. и штрафа в сумме 143468 руб., налога на прибыль в сумме 96119 руб., ОАО “Старьстекло“ обжаловало ненормативный акт в судебном порядке.

Указывая на необоснованность выводов налоговой инспекции о доначислении единого социального налога за 2001 г. в сумме 1853,22 руб. на ежемесячные компенсационные выплаты матерям, находящимся в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, арбитражный суд, исходя из смысла и содержания ст. 238 НК РФ и Указа Президента РФ от 30.05.94 N 1110 “О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан“, обоснованно пришел к выводу о том, что указанные пособия по своей правовой природе являются компенсационными выплатами, которые выплачиваются в соответствии с законодательством Российской Федерации и данным налогом не облагаются.

ОАО “Старьстекло“, руководствуясь п. 15 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552, списало во внереализационные расходы дебиторскую задолженность в сумме 165571 руб. с истекшим сроком исковой давности.

Налоговая инспекция не согласилась с доводами налогоплательщика, посчитав, что обществом предприняты не все меры к взысканию этой задолженности, не проведена инвентаризация задолженности, не представлено доказательств исключения дебиторов из госреестра.

Кассационная инстанция считает, что суды первой и апелляционной инстанций всесторонне
и полно оценили представленные по делу доказательства, правильно применили нормы материального права и сделали обоснованный вывод о том, что ОАО “Старьстекло“ имело право списать во внереализационные расходы убытки от непогашенной дебиторской задолженности. Согласно п. 15 Положения о составе затрат в состав внереализационных расходов включаются убытки от списания дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, и других долгов, нереальных для взыскания. Инспекцией не оспаривается, что по дебиторской задолженности срок исковой давности истек.

Кроме того, кассационная инстанция отмечает, что в нарушение п. 3 ст. 101 НК РФ в Решении от 30.06.2003 N 39 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения обстоятельства совершенного нарушения не изложены должным образом, а именно по каким конкретно дебиторам ОАО “Старьстекло“ включило задолженность во внереализационные расходы. В соответствии со ст. 65 АПК РФ, ст. 108 НК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия налоговым органом оспариваемого решения, возлагается на этот орган. Указанная обязанность ИМНС не исполнена.

Согласно пп. “э“ п. 2 Положения о составе затрат в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком, и относятся к элементу “Прочие затраты“, при этом, как правильно указал суд первой инстанции, законодательство о налогах и сборах не содержит каких-либо оговорок относительно дифференциации отнесения земельного налога на себестоимость в зависимости за какие земельные участки он уплачен.

В соответствии со ст. 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении
дела и принятии обжалуемого судебного акта и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Как следует из кассационной жалобы, инспекция обжалует судебные акты в части, относящейся к эпизоду “по налогу на добавленную стоимость“ о применении штрафных санкций в сумме 84706 руб., ссылаясь на то, что согласно лицевым счетам налогоплательщика в отдельные периоды имелась недоимка.

Указанные доводы жалобы суд кассационной инстанции не может считать обоснованными, поскольку при расчете налоговых санкций инспекцией должны были учитываться осуществляемые налогоплательщиком платежи, а также списание денежных средств по инкассовым поручениям с учетом начисленных по итогам налогового периода сумм налогов и указанием в платежных документах назначения платежа. Доказательств правомерности произведенных расчетов налоговым органом в материалы дела не представлено.

При рассмотрении дела судом установлены все фактические обстоятельства дела, полностью исследованы представленные сторонами доказательства, правильно применены нормы материального и процессуального права, в связи с чем кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 11.11.2003 и Постановление апелляционной инстанции суда от 20.04.2004 Арбитражного суда Брянской области по делу N А09-6274/03-13 оставить без изменения, а кассационную жалобу налогового органа - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.