Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 30.06.2004 N А68-АП-342/12-03 Налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пени и штрафов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 30 июня 2004 г. Дело N А68-АП-342/12-03“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции МНС России по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 29.01.2004 по делу N А68-АП-342/12-03,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Тяжпромарматура“ обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действия Межрайонной инспекции МНС России по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области по не учету признанных судом уплаченными налогов и обязании налоговой инспекции зачесть в счет уплаты налогов суммы взысканных налога на имущество в сумме 89225 руб. 36 коп.
по инкассовому распоряжению от 28.11.97 N 3324, налога на добавленную стоимость в сумме 324944 руб. 12 коп. по инкассовому распоряжению от 28.11.97 N 3325 и налога на прибыль в сумме 933400 руб. по инкассовому распоряжению от 28.11.97 N 3349 (с учетом уточненных требований).

Решением Арбитражного суда Тульской области от 29.01.2004 заявленные требования удовлетворены.

В апелляционной инстанции законность принятого решения не проверялась.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит решение суда отменить как принятое с нарушением норм материального и процессуального права.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя налоговой инспекции, кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебного акта.

Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Тульской области от 19.07.2000 по делу N 90/АП были удовлетворены исковые требования ОАО “Тяжпромарматура“ о признании незаконными действий Инспекции МНС РФ по г. Алексину Тульской области по не учету взысканных денежных средств по инкассовому распоряжению от 28.11.97 N 3324 в сумме 89225 руб. 36 коп. в уплату налога на имущество, по инкассовому распоряжению от 28.11.97 N 3325 в сумме 324944 руб. 12 коп. в уплату налога на добавленную стоимость, по инкассовому распоряжению от 28.11.97 N 3349 в сумме 933400 руб. в уплату налога на прибыль.

Постановлением кассационной инстанции от 16.10.2000 решение суда оставлено без изменения.

Однако, после вступления указанного решения арбитражного суда в силу (19.08.2000) Инспекция МНС РФ по г. Алексину Тульской области (реорганизована в Межрайонную инспекцию МНС РФ N 6 по Тульской области) судебный акт не исполнила.

В соответствии с приказом Управления МНС РФ по Тульской области от 02.10.2000 N 130 налогоплательщик - ОАО “Тяжпромарматура“ состоит на налоговом учете
в Межрайонной инспекции МНС России по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области.

Общество направило в Межрайонную инспекцию МНС России по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области заявление от 16.04.2003 N 78-ОНУ о зачете платежей по вышеуказанным инкассовым распоряжениям в уплату налогов.

Вследствие того, что налоговой инспекцией в установленный ст. 78 Налогового кодекса РФ срок зачет заявленных сумм налога не произведен, Общество обратилось в суд.

Рассмотрев спор по существу, оценив представленные сторонами доказательства и установив фактические обстоятельства дела, арбитражный суд обосновано удовлетворил требования ОАО “Тяжпромарматура“.

В соответствии со ст. ст. 1, 2 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-I “О налоговых органах“ налоговые органы представляют собой единую систему контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей.

Министерство РФ по налогам и сборам и его территориальные органы - управления Министерства РФ по налогам и сборам по субъектам РФ, межрегиональные инспекции Министерства РФ по налогам и сборам, инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Министерства РФ по налогам и сборам межрайонного уровня (далее именуются - налоговые органы) образуют единую централизованную систему налоговых органов (п. 2 “Положения о Министерстве РФ по налогам и сборам“, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 N783).

Согласно п. 4 ст. 30 Налогового кодекса РФ налоговые органы, органы государственных внебюджетных фондов и таможенные органы осуществляют свои функции и взаимодействуют посредством реализации полномочий и исполнения обязанностей, установленных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, определяющими порядок организации и деятельности налоговых органов.

При этом, налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне
уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пени и штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом (пп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ).

Приказом МНС РФ от 15.12.99 N АП-3-10/399 “Об утверждении Положения об особенностях постановки на учет крупнейших налогоплательщиков - юридических лиц и форм документов, используемых при постановке на учет крупнейших налогоплательщиков - юридических лиц“ установлено, что крупнейшие налогоплательщики подлежат учету в налоговых органах, установленных МНС России, а именно в инспекции МНС России межрайонного уровня по работе с крупнейшими налогоплательщиками.

Во исполнение приказа МНС России и на основании приказа Управления МНС РФ по Тульской области от 02.10.2000 N 130 “Об организации работы Инспекции МНС РФ Межрайонного уровня по работе с крупнейшими налогоплательщиками Тульской области“, ОАО “Тяжпромарматура“, как крупнейший налогоплательщик, с 02.10.2000 стоит на учете в Межрайонной инспекции МНС России по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области и все лицевые карточки и документация переданы из Межрайонной инспекцию МНС РФ N 6 по Тульской области для исполнения в данную инспекцию.

Исходя из изложенного, Межрайонная инспекция МНС России по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области является контролирующим органом в отношении организаций состоящих у нее на учете, в том числе и в отношении ОАО “Тяжпромарматура“.

Таким образом, суд обосновано пришел к выводу о том, что Межрайонная инспекция МНС России по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области была обязана исполнить Решение Арбитражного суда Тульской области от 16.04.2002 по делу N 90/АП, поскольку перевод и постановка на учет ОАО “Тяжпромарматура“ в указанную инспекцию был осуществлен не по собственному волеизъявлению налогоплательщика, а на основании ведомственного акта.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие
в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Поскольку Решение Арбитражного суда Тульской области от 16.04.2002 по делу N 90/АП вступило в законную силу и не было исполнено надлежащим образом налоговыми органами, суд правомерно признал действия Межрайонной инспекции МНС России по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области по не учету денежных средств, перечисленных по инкассовому распоряжению от 28.11.97 N 3324 в сумме 89225 руб. 36 коп. в уплату налога на имущество, по инкассовому распоряжению от 28.11.97 N 3325 в сумме 324944 руб. 12 коп. в уплату налога на добавленную стоимость, по инкассовому распоряжению от 28.11.97 N 3349 в сумме 933400 руб. в уплату налога на прибыль не соответствующими законодательству о налогах и сборах.

Доводы заявителя жалобы, суд кассационной инстанции не может принять во внимание, поскольку они являлись предметом рассмотрения арбитражного суда, им дана правильная юридическая оценка и они не могут служить основанием для отмены судебного акта.

Учитывая изложенное и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Тульской области от 29.01.2004 по делу N А68-АП-342/12-03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции МНС России по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.