Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 04.06.2004 N А14-7429/03/241/26 Дело по иску о признании недействительным решения налогового органа в части уплаты налога с владельцев транспортных средств направлено на новое рассмотрение в связи с нарушением арбитражным судом норм процессуального права.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 4 июня 2004 г. Дело N А14-7429/03/241/26“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по Ленинскому району г. Воронежа на Решение от 23.01.2004 Арбитражного суда Воронежской области по делу N А14-7429/03/241/26,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Воронежсельмаш“ (далее по тексту - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными Решения Инспекции МНС РФ по Ленинскому району г. Воронежа (далее по тексту - Инспекция) от 17.09.2003 N 75, требования от 17.09.2003 N 569 в части уплаты налога с владельцев транспортных средств в сумме
113762 руб. 62 коп., требования от 17.09.2003 N 70 об уплате налоговой санкции, а также об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя (с учетом уточнения требований).

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 23.01.2004 заявление налогоплательщика удовлетворено.

В апелляционную инстанцию решение не обжаловалось.

В кассационной жалобе налоговый орган просит судебный акт отменить, полагая, что он вынесен с нарушением норм материального права, и принять новое решение.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, выслушав объяснения представителя Общества, кассационная инстанция полагает, что обжалуемое решение надлежит отменить, а дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Как следует из материалов дела, ОАО “Воронежсельмаш“, имея на балансе автотранспортные средства и являясь плательщиком налога с владельцев автотранспортных средств, в 2000, 2001 и 2002 гг. представило в Инспекцию МНС РФ по Ленинскому району г. Воронежа декларации по указанному налогу, где показало к уплате налог в суммах соответственно 10212 руб. 50 коп., 89786 руб. и 90720 руб., исчисленный по ставкам, установленным Законами Воронежской области от 10.11.96 N 73-З “О территориальном дорожном фонде“ и от 20.03.2001 N 218-II-ОЗ “О дорожном фонде Воронежской области“, который в полном размере (188213 руб. 25 коп.) им был уплачен.

В связи с принятием Конституционным Судом РФ Определений от 10.04.2002 N 104-О и N 107-О ОАО “Воронежсельмаш“ представило 24.06.2003 в налоговую инспекцию уточненные налоговые декларации за указанные периоды, где данный налог им исчислен исходя из ставок, определенных ст. 6 Закона РФ от 18.10.91 N 1759-1 “О дорожных фондах в РФ“, с учетом изменения масштаба цен согласно Указу Президента РФ от 04.08.97 N 822 “Об изменении нарицательной
стоимости российских денежных знаков и масштаба цен“ и показан к уплате в суммах соответственно 36 руб. 10 коп., 50 руб. 62 коп. и 55 руб. 66 коп. (всего в размере 142 руб. 38 коп.).

Письмом от 30.07.2003 N 86 Общество попросило Инспекцию зачесть излишне уплаченный налог с владельцев транспортных средств в сумме 188070 руб. 97 коп. в счет уплаты недоимки по налогу на пользователей автомобильных дорог за 2 квартал 2002 г.

Инспекцией проведена камеральная проверка представленных плательщиком уточненных деклараций, по результатам которой принято Решение от 17.09.2003 N 75 о доначислении налога с владельцев транспортных средств в сумме 113762 руб. 62 коп., пени - 9782 руб., а также о привлечении ОАО “Воронежсельмаш“ к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания 12533 руб. штрафа за неполную уплату налога в 2000 - 2001 гг.

На основании указанного решения налогоплательщику 17.09.2003 выставлены требования N 70 об уплате налоговой санкции в размере 22315 руб. и N 569 об уплате налогов, в том числе налога с владельцев транспортных средств в спорной сумме.

Считая указанные ненормативные акты налоговой инспекции незаконными, налогоплательщик обратился в суд с настоящим заявлением.

Обосновывая свою позицию, плательщик руководствовался Определениями Конституционного Суда Российской Федерации от 10.04.2002 N 104-О и N 107-О, согласно которым положение п. 5 ст. 6 Закона Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“ о возможности установления законами субъектов Российской Федерации ставок налога с владельцев транспортных средств, превышающих установленные Законом Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“, утратило силу и не подлежит применению, как не соответствующее Конституции Российской Федерации, ее
ст. ст. 57 и 75 (ч. 3).

Не соглашаясь с доводами предприятия, Инспекция ссылается на то, что данные Определения Конституционного Суда не имеют обратной силы.

Разрешая спор по существу, суд пришел к выводу о правомерности заявленных налогоплательщиком требований.

Кассационная инстанция считает, что при вынесении решения судом неправильно применены нормы материального права, в связи с чем судебный акт подлежит отмене.

Согласно п. 5 ст. 6 Закона Российской Федерации от 18.10.91 “О дорожных фондах в Российской Федерации“ (с последующими изменениями и дополнениями) установленные п. 1 данной статьи ставки налога с владельцев транспортных средств, полностью зачисляемого в территориальные дорожные фонды, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации.

Законами Воронежской области от 10.11.96 N 73-З и от 20.03.2001 N 218-II-ОЗ на 2000, 2001 и 2002 гг. установлены более высокие ставки налога с владельцев транспортных средств, чем предусмотрено п. 1 ст. 6 Закона Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“.

В силу Определений Конституционного Суда Российской Федерации от 10.04.2002 N 104-О и N 107-О положение п. 5 ст. 6 Закона Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“ о возможности установления законами субъектов Российской Федерации ставок налога с владельцев транспортных средств, превышающих установленные в самом Законе Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“, утрачивает силу и не подлежит применению, поскольку не соответствует Конституции Российской Федерации, ее ст. ст. 57 и 75 (ч. 3).

В соответствии с частью третьей ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.94 N 1-ФКЗ “О Конституционном Суде Российской Федерации“ утрата актом или его отдельными положениями, признанными неконституционными, юридической силы означает, что с момента начала действия решения
Конституционного Суда Российской Федерации данный акт или его положения не должны применяться.

Таким образом, поскольку правовые акты Конституционного Суда Российской Федерации от 10.04.2002 N 104-О и N 107-О не определили, с какого времени положение п. 5 ст. 6 Закона Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“ утрачивает силу, то установленные законодательными актами субъекта Российской Федерации ставки налога, превышающие ставки, предусмотренные Федеральным законом, утрачивают силу и не подлежат применению с 10.04.2002, то есть с момента провозглашения Определения Конституционного Суда Российской Федерации.

Также неправомерен вывод суда о необходимости деноминации ставок налога с владельцев автотранспортных средств.

Действительно, Постановление Правительства РФ от 18.09.97 N 1182 “О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен“, которым руководствовался суд, предусматривало необходимость пересчета по состоянию на 01.01.98 исходя из нового масштаба цен всех платежей по налогам, сборам, пошлинам и штрафам, а также задолженности по этим платежам.

Однако из п. 5 ст. 19 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“, ст. 1 НК РФ следует, что федеральные налоги, к которым относятся и платежи в дорожные фонды, устанавливаются, изменяются (в том числе и ставки налога) законодательными актами Российской Федерации, следовательно, только законодательным актом Российской Федерации могут изменяться ставки налога.

Учитывая, что ставки налога с владельцев автотранспортных средств, установленные Законом РФ “О дорожных фондах в Российской Федерации“, не отменялись, изменения в Закон РФ N 1759-1 от 18.10.91 “О дорожных фондах в Российской Федерации“ не вносились, у суда отсутствовали правовые основания для применения ставок налога, не соответствующих размеру, определенному п. 1 ст. 6 Закона Российской Федерации “О
дорожных фондах в Российской Федерации“.

Частью 3 ст. 15 АПК РФ предусмотрено, что принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными. Поскольку судебный акт арбитражного суда не соответствует нормам материального права, он подлежит отмене.

В ходе нового судебного разбирательства суду необходимо установить фактические обстоятельства дела и, правильно применив нормы материального права, действовавшие в спорный период, вынести законное и обоснованное решение по существу спора.

Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ч. ч. 1, 2 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Воронежской области от 23.01.2004 по делу N А14-7429/03/241/26 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.