Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 02.06.2004 N А54-4766/03-С11 Поскольку страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не относятся к числу налогов, то непредставление декларации по страховым взносам в установленный срок не является налоговым правонарушением.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 2 июня 2004 г. Дело N А54-4766/03-С11“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции МНС РФ N 3 по г. Рязани на Решение от 22.12.2003 и Постановление апелляционной инстанции от 24.02.2004 Арбитражного суда Рязанской области по делу N А54-4766/03-С11,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по г. Рязани (далее - МИ МНС РФ N 3 по г. Рязани, налоговый орган) обратилась в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью “Рязаньподземстрой“ о взыскании
налоговой санкции по п. 1 ст. 119 НК РФ в размере 15870 руб. за нарушение срока представления налоговой декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2002 год.

Решением Арбитражного суда Рязанской области от 22.12.2003 в удовлетворении заявленных налоговым органом требований отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 24.02.2004 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.

МИ МНС РФ N 3 по г. Рязани обратилась с кассационной жалобой на состоявшиеся по делу судебные акты, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просила отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как усматривается из материалов дела, ООО “Рязаньподземстрой“ представило в налоговый орган декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2002 год.

По результатам камеральной проверки МИ МНС РФ N 3 по г. Рязани принято Решение от 27.05.2003 N 1085 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ за несвоевременное представление налоговой декларации в виде штрафа в размере 15870 руб. и выставлено требование об уплате налоговой санкции от 27.05.2003 N 188.

В качестве основания для привлечения ООО “Рязаньподземстрой“ к налоговой ответственности налоговый орган указал, что в нарушение п. 6 ст. 80 НК РФ декларации по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2002 год представлены 23.05.2003, в то время как п. 7 ст. 243 НК РФ установлен срок представления указанных деклараций до 30.03.2003.

В связи с неуплатой обществом суммы штрафа в добровольном порядке, налоговая инспекция
обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении требований МИ МНС РФ N 3 по г. Рязани суд правомерно исходил из следующего.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в РФ“ под страховыми взносами понимаются индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда РФ, и целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме уплаченных страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

Пунктом 3 ст. 9 Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ установлено, что финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ. Следовательно, страховые взносы на страховую и накопительную части трудовой пенсии уплачиваются в Пенсионный фонд РФ в виде сумм страховых взносов, а суммы, зачисляемые в федеральный бюджет на цели государственного пенсионного страхования, уплачиваются в составе единого социального налога.

В перечень налогов и сборов, который определен ст. ст. 13, 14, 15 НК РФ и является исчерпывающим, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не включены и, в связи с этим, они не относятся к числу налогов.

Указанная правовая позиция закреплена также в Определении Конституционного суда РФ от 05.02.2004 N 28-О, где указано, что в отличие от налога, платежи которого не имеют адресной основы, характеризуются индивидуальной безвозмездностью, безвозвратностью и не персонифицируются при поступлении в бюджет, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование отвечают признакам возмездности
и возвратности, а, следовательно, по своей социально-правовой природе не являются налоговыми платежами.

На основании положений вышеуказанных правовых актов судом сделан правильный вывод о том, что Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в РФ“ не может быть отнесен к законодательству о налогах и сборах, что исключает применение налоговой ответственности за его нарушение.

Таким образом, отказывая в удовлетворении заявленных налоговым органом требований, арбитражный суд правомерно исходил из отсутствия в действиях ООО “Рязаньподземстрой“ правонарушения, предусмотренного ст. 119 НК РФ, поскольку страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не относятся к числу налогов, а, следовательно, непредставление декларации по страховым взносам в установленный срок не является налоговым правонарушением. Возложение ст. 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в РФ“ обязанности по контролю за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на налоговые органы не дает оснований для применения последними налоговой ответственности за правонарушения, совершенные не в сфере налоговых правоотношений.

Положенные в основу кассационной жалобы доводы, являлись предметом исследования арбитражного суда при рассмотрении спора по существу, им дана правильная юридическая оценка, следовательно, они не могут служить основанием для отмены судебных актов, принятых в соответствии с нормами материального права.

Нарушений процессуального законодательства, влекущих отмену обжалуемого решения, не установлено.

В силу указанного, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 22.12.2003 и Постановление апелляционной инстанции от 24.02.2004 Арбитражного суда Рязанской области по делу N А54-4766/03-С11 оставить без изменения, а кассационную жалобу МИ МНС РФ N 3 по г. Рязани без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента
его принятия.