Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.04.2004 N А05-2796/03-117/23 Тот факт, что между Министерством финансов РФ и энергоснабжающей организацией отсутствуют договорные отношения, не освобождает МФ РФ от обязанности по возмещению расходов организации, образовавшихся в результате предоставления последней инвалидам льгот по оплате электроэнергии, поскольку правоотношения, возникающие между организациями, предоставляющими услуги получателям льгот, и производящими выплаты уполномоченными государством органами, не являются гражданско-правовыми, а относятся к публичным.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 апреля 2004 года Дело N А05-2796/03-117/23“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Афанасьева С.В., Сосниной О.Г., при участии от Департамента финансов администрации Архангельской области Косцова О.В. (доверенность от 17.12.2003), от Министерства финансов Российской Федерации Фомина А.В. (доверенность от 03.12.2003), рассмотрев 20.04.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 03.11.2003 (судья Гуляева И.С.) и постановление апелляционной инстанции от 24.12.2003 (судьи Сумарокова Т.Я., Шапран Е.Б., Вьюнов П.В.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-2796/03-117/23,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество энергетики и электрификации “Архэнерго“ в лице Архангельского межрайонного отделения -
филиала “Энергосбыт“ (далее - ОАО “Архэнерго“) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к муниципальному образованию “Город Архангельск“ (далее - МО “Город Архангельск“), Архангельской области в лице Департамента финансов Архангельской области (далее - Департамент финансов), Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) о взыскании 830107 руб. 03 коп., образовавшихся в результате предоставления инвалидам льгот по оплате электроэнергии за период с октября по декабрь 2002 года во исполнение Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“.

Решением от 03.11.2003 исковые требования ОАО “Архэнерго“ удовлетворены частично путем взыскания 691728 руб. 19 коп. с Минфина РФ за счет казны Российской Федерации. В остальной части иска и в иске к остальным ответчикам отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 24.12.2003 решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Минфин РФ просит обжалуемые судебные акты отменить как вынесенные с нарушением норм материального права. Свою позицию податель жалобы мотивирует следующим:

- судом в нарушение пункта 16 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 N 901, взысканы расходы с федерального бюджета, тогда как в материалах дела отсутствуют сведения о принадлежности жилищного фонда, где проживают льготные категории граждан, к федеральной собственности;

- в деле отсутствуют справки, подтверждающие факт установления инвалидности льготникам;

- Минфин РФ не состоял в договорных обязательствах с истцом, поэтому не имеет обязанностей по возмещению расходов;

- Минфин РФ полностью выполнил обязательства по финансированию льгот, предоставленных в соответствии с Законом, так как перечислил Архангельской области всю сумму, предусмотренную Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2002 год“;

- лица,
участвующие в деле, не запрашивали из федерального бюджета сумму, большую, чем предусмотрено Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2002 год“.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, ОАО “Архэнерго“ с октября по декабрь 2002 года в соответствии с Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ при взимании платы за электроэнергию учитывало льготу в размере 50%, предусмотренную для соответствующих категорий граждан, проживающих на территории МО “Город Архангельск“. Возникновение в связи с этим у истца расходов в заявленном размере послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.

Факт предоставления льгот и их размер подтверждаются имеющимися в материалах дела счетами-фактурами, списками инвалидов, актами сверки и другими доказательствами.

В соответствии со статьей 4 названного Закона установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относится к компетенции федеральных органов государственной власти.

Согласно пунктам 14 и 15 статьи 5 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов относится установление льгот инвалидам или отдельным категориям инвалидов на территории субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на социальную защиту инвалидов.

Названным Законом предусмотрено, что порядок предоставления указанных льгот определяется Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 16 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.96 N 901 (далее - Правила), финансирование
расходов, связанных с их реализацией, по государственному жилищному фонду, находящемуся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, осуществляется в порядке, установленном субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления, а по жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности, - за счет средств федерального бюджета.

Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2002 год“ предусмотрено выделение Архангельской области из федерального фонда компенсаций на реализацию Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ 165939,0 тыс. руб. Указанная денежная сумма была получена Департаментом финансов и направлена муниципальным образованиям, в том числе МО “Город Архангельск“ было перечислено 16766605 руб.

Однако этой денежной суммы оказалось недостаточно для компенсации расходов, причиненных организациям, предоставляющим льготы.

Механизм возмещения организациям расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.96 N 901 не был определен.

Согласно пункту 4 Методики распределения средств Фонда компенсаций на 2002 год при расчете суммы выделенных средств (субсидий) Фонда субъектам на реализацию Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ учитывался минимально гарантированный объем расходов на реализацию указанного Закона в расчете на одного инвалида - 996 руб. 20 коп. в год.

В связи с тем, что указанная сумма не покрывала реальных расходов организаций, предоставляющих льготы, у ОАО “Архэнерго“ возникли убытки.

Данное обстоятельство нашло свое подтверждение при проведении Счетной палатой Российской Федерации проверки использования средств Фонда компенсаций, выделенных Архангельской области из федерального бюджета в 2002 году, что отражено в акте от 27.03.2003.

Суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод суда о том, что Минфин РФ не исполнил обязанности по планированию в бюджете достаточных денежных средств
на компенсацию льгот инвалидам в части оплаты жилищно-коммунальных услуг.

Довод Минфина РФ о том, что за счет средств федерального бюджета должны возмещаться расходы по предоставлению льгот гражданам, проживающим только в жилищном фонде, находящемся в федеральной собственности, является необоснованным, поскольку противоречит как самому Закону, так и Правилам, на которые ссылается сам податель жалобы.

Довод о неправомерности взыскания суммы компенсации в связи с отсутствием в деле справок, подтверждающих факт установления инвалидности льготникам, не может быть принят кассационной инстанцией, поскольку факт предоставления льгот подтвержден имеющимися материалами дела: списками лиц, имеющих право на льготы, актами сверки расчетов, составленными между истцом и Отделом социальной защиты населения МО “Город Архангельск“.

Также не может быть принят и довод подателя жалобы о том, что Минфин РФ не состоял в договорных обязательствах с истцом, поэтому не имеет обязанностей по возмещению расходов, так как правоотношения, возникающие между организациями, предоставляющими услуги получателям льгот и производящими выплаты уполномоченными государством органами, не носят договорного характера и не являются гражданско-правовыми, а относятся к публичным. Следовательно, компенсация неполученных доходов организации (предприятию), оказывающей услуги льготным категориям граждан, не может быть поставлена в зависимость от вины производящего выплаты уполномоченного государством органа.

Ввиду вышеизложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 03.11.2003 и постановление апелляционной инстанции от 24.12.2003 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-2796/03-117/23 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.

Председательствующий

КУСТОВ А.А.

Судьи

АФАНАСЬЕВ С.В.

СОСНИНА О.Г.