Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 18.05.2004 N А48-3352/03-13 Поскольку подлежащая уплате в бюджет сумма единого социального налога определяется по итогам отчетных и налоговых периодов исходя из налоговой базы с учетом дифференцированной ставки налогообложения, ежемесячные авансовые платежи не могут квалифицироваться в качестве налога, несвоевременная уплата которого не влечет начисление пеней.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 18 мая 2004 г. Дело N А48-3352/03-13“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по Железнодорожному району г. Орла на Решение от 26.12.2003 Арбитражного суда Орловской области по делу N А48-3352/03-13,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Погрузчик“ обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о признании недействительным Решения Инспекции Министерства по налогам и сборам по Железнодорожному району г. Орла от 15.09.2003 N 14 и требования об уплате налога и пени от 15.09.2003 N 20.

Определением от
27.11.2003 к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований привлечено государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе.

Решением от 26.12.2003 заявленные требования удовлетворены.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе инспекция просит отменить принятый по делу судебный акт и направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, регулирующего порядок применения налоговых вычетов при исчислении единого социального налога.

Законность решения суда проверена в кассационном порядке.

По мнению налоговой инспекции, поскольку при исчислении авансовых платежей по единому социальному налогу страхователем формируется налоговая база исходя из реальных показателей как сумма вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, названный платеж по своей природе является частью налога, причитающегося уплате в бюджет за конкретный отчетный период. Соответственно, начисление пеней за несвоевременную уплату в бюджет ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу является правомерным.

ОАО “Погрузчик“ в отзыве на кассационную жалобу отклонил изложенные в ней доводы, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка ОАО “Погрузчик“ за период с 01.01.2003 по 31.07.2003 и принято Решение от 15.09.2003 N 14 о начислении единого социального налога в сумме 2525007 руб. и пени в размере 160584 руб.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходил из того обстоятельства, что начисление пеней за неуплату ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу является неправомерным.

Пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае
уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В соответствии со статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

Пунктом 1 статьи 53, пунктом 1 статьи 54 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

Под налоговым периодом согласно пункту 1 статьи 55 Налогового кодекса Российской Федерации понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

В пункте 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ указано, что пени, предусмотренные статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации, могут быть взысканы с налогоплательщика в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со статьями 53 и 54 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговая база по единому социальному налогу согласно пункту 1 статьи 237 Налогового кодекса Российской Федерации определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в
пользу физических лиц.

В соответствии со статьей 240 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по единому социальному налогу признается календарный год. С 01.01.2002 отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Пунктом 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца. По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.

Поскольку законодателем определено, что сумма ежемесячных авансовых платежей исчисляется не по итогам отчетного периода, а подлежащая уплате в бюджет сумма единого социального налога определяется по итогам отчетных и налоговых периодов исходя из налоговой базы с учетом дифференцированной ставки налогообложения, суд кассационной инстанции полагает, что названный платеж не может квалифицироваться в качестве налога, несвоевременная уплата которого влечет начисление пеней в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации.

Кроме того, суд кассационной инстанции считает правильным вывод суда о том, что оспариваемое Решение налоговой инспекции от 15.09.2003 N 14 вынесено с грубым нарушением требований статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 3 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации в решении налогового органа излагаются
обстоятельства, как они установлены проведенной проверкой, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту.

Принятое Инспекцией Министерства РФ по налогам и сборам по Железнодорожному району г. Орла решение не соответствует обстоятельствам и выводам, изложенным в акте проверки, при составлении которого также допущены существенные погрешности.

Выставленное налогоплательщику требование не содержит необходимых сведений, предусмотренных статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит Решение Арбитражного суда Орловской области законным и обоснованным, а кассационную жалобу - не подлежащей удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 26.12.2003 Арбитражного суда Орловской области по делу N А48-3352/03-13 оставить без изменения, а кассационную жалобу налоговой инспекции - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.