Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 05.05.2004 N А14-7431-03/209/33 Нормы Налогового кодекса, устанавливающие льготы по единому социальному налогу, не применяются в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 5 мая 2004 г. Дело N А14-7431-03/209/33“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Коминтерновского районного отделения Воронежской областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов на Решение от 24.11.2003 и Постановление апелляционной инстанции от 22.01.2004 Арбитражного суда Воронежской области по делу N А14-7431-03/209/33,

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по Коминтерновскому району г. Воронежа (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о взыскании с Коминтерновского районного отделения Воронежской областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов (далее - Организация) страховых взносов на обязательное
пенсионное страхование за 2002 год в сумме 5105967 руб., а также 1013607 руб. пени.

Решением от 24.11.2003 Арбитражного суда Воронежской области заявленное требование удовлетворено в полном объеме.

Постановлением апелляционной инстанции от 22.01.2004 того же суда решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Организация просит отменить решение и постановление суда в связи с неправильным применением норм материального права.

Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, кассационная инстанция считает, что судебные акты отмене не подлежат.

Как видно из материалов дела, Организация зарегистрирована в качестве юридического лица и состоит на учете в органе Пенсионного фонда РФ в качестве страхователя.

Выездной налоговой проверкой, проведенной Инспекцией МНС РФ, установлено, что в период с 01.01.2002 по 31.12.2002 Организацией не исчислены и не уплачены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2002 год в сумме 5105967 руб., о чем составлен акт от 13.05.2003 N 442 ДСП.

Так как суммы задолженности, а также 1013607 руб. пени в срок, указанный в требование органа пенсионного страхования от 09.06.2003 N 4, уплачены не были, Управление обратилось в суд с вышеуказанным заявлением.

В отзыве, представленном на заявление Управления, Организация ссылается на неправомерность доначисления сумм платежей, так как в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 239 Налогового кодекса РФ ей как организации инвалидов предоставлена льгота по уплате единого социального налога, а поскольку страховые взносы являются составной частью данного налога, то на них также распространяется указанная льгота.

Аналогичные доводы заявлены и в кассационной жалобе.

При рассмотрении настоящего дела судебные инстанции исходили из следующего.

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ и Федерального
закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ “О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах“ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование были выведены из состава единого социального налога.

Согласно положениям статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ правоотношения, связанные с обязательным пенсионным страхованием в Российской Федерации, регулируются настоящим Федеральным законом.

При этом правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ.

Статья 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ предусматривает, что объектом обложения страховыми взносами и базой для их начисления являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу.

Согласно статьям 17 и 52 Налогового кодекса Российской Федерации объект налогообложения, налоговая база и налоговые льготы являются различными элементами налогообложения. Налоговые льготы применяются лишь после того, как будет исчислен сам налог исходя из налоговой базы и налоговой ставки.

Специальной нормы для предоставления льготы по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование общественным организациям инвалидов Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ не содержит.

Следовательно, нормы статьи 239 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающие льготы по единому социальному налогу, в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не применяются.

Таким образом, организации, перечисленные в статье 239 Налогового кодекса Российской Федерации, освобождаются только от уплаты единого социального налога, но при этом страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачивают в полном
объеме.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал ошибочным вывод организации о том, что статья 239 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающая льготу по уплате единого социального налога для общественных организаций инвалидов, применима к этим организациям и по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы и переоценки выводов суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 частью 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 24.11.2003 и Постановление апелляционной инстанции от 22.01.2004 Арбитражного суда Воронежской области по делу N А14-7431-03/209/33 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.