Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 23.04.2004 N А14-8220/03/289/24 Налогообложение работ (услуг) по транспортировке экспортных, импортных и транзитных грузов, а также перевозка пассажиров и багажа в международном сообщении осуществляется по ставке 0 процентов

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 23 апреля 2004 г. Дело N А14-8220/03/289/24“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области на Решение Арбитражного суда Воронежской области от 22.12.2003 по делу N А14-8220/03/289/24,

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное унитарное предприятие “Юго-Восточная железная дорога“ (далее - ФГУП “ЮВЖД“) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным Решения Межрайонной инспекции МНС РФ по работе с крупнейшими налогоплательщиками по Воронежской области от 19.09.2003 N 37 в части отказа в возмещении 38741536 руб. налога на добавленную стоимость, приходящегося
на оплаченные и использованные товары (работы, услуги), а также в части отказа в возмещении 18451312 руб. налога на добавленную стоимость, приходящегося на полученные ранее авансы.

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 22.12.2003 заявленные требования удовлетворены частично. Признано недействительным Решение Межрайонной ИМНС по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области от 19.09.2003 N 37 в части отказа в возмещении 51000687 руб. налога на добавленную стоимость, как не соответствующее Налоговому кодексу РФ. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить судебный акт по делу в части удовлетворенных требований, как принятый с нарушением норм материального и процессуального права.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, выслушав объяснения представителей ФГУП “ЮВЖД“, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.

Как следует из материалов дела, налогоплательщиком представлена в налоговый орган декларация по налогу на добавленную стоимость по ставке 0% за май 2003 года. Согласно строке 010 декларации сумма выручки, облагаемая по ставке 0%, составляет 552387592 руб., в т.ч. экспортные, импортные грузовые перевозки - 480545007 руб. (строка 050), транзитные перевозки - 52837379 руб. (строка 070), перевозки пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения находится за пределами территории РФ, - 19005206 руб. (строка 080).

Согласно строке 170 декларации к возмещению заявлено 52470588 руб. налога на добавленную стоимость, приходящегося на материальные ресурсы, использованные при оказании услуг по экспортным, импортным перевозкам. Согласно строке 190 к возмещению заявлено 4031381 руб. налога на добавленную стоимость, приходящегося на материальные ресурсы, использованные при осуществлении транзитных перевозок. Согласно строке 200 декларации к возмещению
заявлено 1441591 руб. налога на добавленную стоимость, приходящегося на материальные ресурсы, использованные при осуществлении международных пассажирских перевозок. Кроме того, согласно строке 280 к возмещению заявлено 18895811 руб. налога на добавленную стоимость, начисленного к уплате с авансов в предшествующие налоговые периоды, по которым, по утверждению заявителя, оказаны транспортные услуги к моменту предъявления декларации и собраны соответствующие документы. Всего заявлено к возмещению 76839371 руб. налога на добавленную стоимость - строка 380.

Налоговым органом проведена проверка представленной декларации. По результатам проверки принято Решение от 19.09.2003 N 37, согласно которому ФГУП “ЮВЖД“:

- отказано в возмещении 38741536 руб. налога на добавленную стоимость, приходящегося на использованные материальные ресурсы;

- отказано в возмещении 18451312 руб. налога на добавленную стоимость, приходящегося на авансы;

- возмещается 19202024 руб. налога на добавленную стоимость, приходящегося на использованные материальные ресурсы;

- возмещается 444499 руб. налога на добавленную стоимость, приходящегося на авансы.

Считая, что данное решение в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы организации, ФГУП “ЮВЖД“ обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Возражая против заявленных требований, налоговый орган ссылался на ненадлежащее оформление представленного расчетного письма МПС РФ, непредставление документов, подтверждающих право на применение ставки 0% в отношении импортных перевозок и пассажирских перевозок, ненадлежащее оформление транспортных перевозок, когда расчеты осуществлялись непосредственно через ЮВЖД.

Суд полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные сторонами по делу, и принял обоснованное решение.

В соответствии с пп. 2 - 4 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение работ (услуг) по транспортировке экспортных, импортных и транзитных грузов, а также перевозки пассажиров и багажа в международном сообщении
осуществляется по ставке 0%.

В соответствии с пп. 1 п. 5 ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации при осуществлении экспортных и транзитных грузовых перевозок при поступлении выручки в иностранной валюте на валютный счет Министерства путей сообщения Российской Федерации для подтверждения ставки 0% заявитель обязан представить расчетные письма уполномоченного органа Министерства путей сообщения Российской Федерации (их копии) - “Желдоррасчет“ о распределении выручки в иностранной валюте за указанные выше перевозки. Иных требований для подтверждения права на применение ставки 0% в названной ситуации налоговое законодательство не устанавливает.

Заявителем представлено расчетное письмо “Желдоррасчет“ за май 2003 года. Согласно сумме строк 1.1.1, 1.2.1 валютная выручка за грузовые экспортные и транзитные перевозки в пересчете на рубли составляет 202136321 руб., то есть та же сумма, которая указана заявителем при формировании выручки, облагаемой по ставке 0%, отраженной в налоговой декларации за май 2003 года.

Действующее налоговое законодательство не устанавливает требований к форме и порядку заполнения расчетного письма “Желдоррасчет“. В то же время согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона Российской Федерации “О федеральном железнодорожном транспорте“ в редакции, действующей в проверяемый период, управление железнодорожным транспортом относится к исключительной компетенции федерального органа исполнительной власти, которым в силу п 1. Положения о Министерстве путей сообщения Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.96 N 848 (с изменениями и дополнениями), является Министерство путей сообщения Российской Федерации (МПС РФ).

В соответствии с п. 6 названного Положения МПС РФ осуществляет экономическое регулирование между железными дорогами, включая распределение доходов от перевозок, в том числе распределение валютной выручки, проводит тарифную политику в области перевозок. Следовательно, вопросы определения формы и
порядка заполнения расчетных писем относятся к компетенции МПС РФ. В соответствии с п. 1.1.2 Учетной политики предприятий федерального железнодорожного транспорта, утвержденной указанием МПС РФ от 29.11.2001 N И-203бу, органом, осуществляющим распределение валютной выручки, является “Желдоррасчет“. Указанным пунктом также утверждено, что форма расчетного письма определяется согласно приложению к Учетной политике. Как следует из названного приложения, заполнение данных в расчетном письме должно производиться в рублях.

При этом указанный порядок формирования данных в расчетном письме “Желдоррасчет“ не противоречит действующим правилам бухгалтерского учета.

В силу п. 3 ст. 153 Налогового кодекса Российской Федерации сумма валютной выручки подлежит перерасчету в рубли.

Таким образом, действующее законодательство не устанавливает обязанность налогоплательщика представлять в инспекцию наряду с расчетным письмом в рублевом эквиваленте расчетное письмо в иностранной валюте.

Налоговым органом не представлено доказательств того, что при распределении валютной выручки за перевозку экспортных и транзитных грузов “Желдоррасчет“ допустил злоупотребление своими полномочиями, искажение данных и завысил поступившую валютную выручку, причитающуюся заявителю.

Учитывая изложенное, суд обоснованно поддержал позицию налогоплательщика по этому спорному вопросу.

Изложенный в кассационной жалобе довод налоговой инспекции о правомерности ее требований о представлении плательщиком в подтверждение экспорта железнодорожных накладных с двумя отметками таможни: “выпуск разрешен“ и “товар вывезен полностью“ также проверялся в ходе судебного разбирательства по существу спора, ему дана правильная юридическая оценка.

В соответствии с пп. 2 п. 5 ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% в отношении выручки в валюте Российской Федерации (рублевая выручка), полученной за экспортные и транзитные грузовые перевозки, налогоплательщик обязан представить выписки банка (их копии), свидетельствующие о фактическом поступлении выручки, единые международные перевозочные документы с
отметками о перевозе товаров в режиме “экспорт товаров“ (“транзит товаров“). В случае доставки товаров до морских портов на территории Российской Федерации для дальнейшего экспорта судами налогоплательщик обязан представить перевозочные документы внутреннего сообщения с указанием страны назначения и отметкой о перевозе товаров в режиме “экспорт товаров“ (“транзит товаров“), а также с отметкой порта о приеме товаров.

Налогоплательщиком представлены единые международные перевозочные документы с отметкой таможенных органов “выпуск разрешен“, что свидетельствует о соблюдении названных выше требований налогового законодательства к оформлению единых международных перевозочных документов и положений “Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении“.

Заявителем также представлены внутренние перевозочные документы, на которых имеется отметка о перевозке товаров в соответствующем режиме, указана страна назначения и имеются отметки о приеме товаров портом, через который товар будет вывезен на экспорт.

Оспаривая выводы суда о том, что заявитель доказал факт невключения налога на добавленную стоимость заказчиками в стоимость оплаченных услуг, налоговый орган ссылается на нарушение ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации.

Указанный довод кассационной жалобы несостоятелен.

Материалами дела подтверждено, что расчеты за перевозку грузов отправителями и получателями производятся в соответствии с договорами об организации перевозок и централизованных расчетах. Заказчикам, заключившим договоры, открыты лицевые счета, в том числе международный с освобождением от налога на добавленную стоимость. Поступившие предварительные платежи за международные перевозки учтены на лицевых счетах заказчиков без начисления налога на добавленную стоимость, что подтверждается справками о движении средств. После оказания услуг по перевозке заказчиком выставлены счета-фактуры, где налог на добавленную стоимость не выделен, а налоговая ставка указана 0%.

Таким образом, указанными документами (договорами об организации перевозок, справками о движении средств по лицевым счетам, счетами-фактурами)
ФГУП “ЮВЖД“ подтвердило правомерность включения суммы 36762399 руб. в оборот, облагаемый по ставке 0%.

В остальной части решение суда сторонами не обжалуется. Спора по расчету сумм в части удовлетворенных требований не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Воронежской области от 22.12.2003 по делу N А14-8220/03/289/24 оставить без изменения, а кассационную жалобу налоговой инспекции - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.