Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.04.2004 N А52/3050/03/2 Признавая недействительным решение ИМНС об отказе ООО в возмещении НДС, суд указал, что в соответствии с требованиями НК РФ вычет сумм спорного налога, фактически уплаченных в составе таможенных платежей при ввозе основных средств на территорию РФ в таможенном режиме временного ввоза, производится после принятия этих основных средств на учет, а материалами дела подтверждается выполнение обществом указанных условий.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 апреля 2004 года Дело N А52/3050/03/2“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Троицкой Н.В., судей Корабухиной Л.И. и Ломакина С.А., при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Великие Луки Витошкиной И.Е. (доверенность от 01.03.04), рассмотрев 19.04.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Великие Луки на решение Арбитражного суда Псковской области от 22.12.03 по делу N А52/3050/03/2 (судья Героева Н.В.),

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Мост в Великие Луки“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о
признании недействительными пунктов 2 и 3 решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Великие Луки (далее - Инспекция) от 20.06.03 N 10-03/1370, принятого по результатам камеральной проверки его декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за февраль 2003 года.

Решением от 22.12.03 суд удовлетворил заявление, установив несоответствие оспариваемого решения статьям 171 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), и в порядке устранения допущенного нарушения прав Общества обязал Инспекцию возместить 20450 рублей НДС за февраль 2003 года.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда и отказать Обществу в удовлетворении его заявления. По мнению налогового органа, суд неправильно применил нормы действующего законодательства, вследствие чего необоснованно признал право Общества на вычет суммы НДС, уплаченной при ввозе в Российскую Федерацию в таможенном режиме временного ввоза швейного оборудования, поставленного на учет как основные средства на забалансовом счете 001 “Арендованные основные средства“. Ссылаясь на основании пункта 1 статьи 11 НК РФ на положения пунктов 3, 7 и 12 Положения по бухгалтерскому учету “Учет основных средств“, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) от 30.03.01 N 26н, Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н (далее - Инструкция N 94н), и пунктов 20 - 21 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина РФ от 20.07.98 N 33н, Инспекция считает, что в рамках применения статей 171 - 172 НК РФ “принятие основных средств к учету означает переход на них права собственности и
отражение их первоначальной стоимости на счете 01“, а “до их перехода в собственность и формирования первоначальной стоимости, складывающейся за счет расходов по приобретению, вводу в эксплуатацию, основные средства не могут быть приняты к учету“. Вместе с тем налоговый орган полагает, что ввезенное в режиме временного ввоза оборудование фактически передано Обществу в качестве вклада в уставный капитал на праве собственности, а следовательно, его стоимость неправомерно отражена на счете 001 “Арендованные основные средства“.

Стороны в установленном порядке извещены о месте и времени слушания дела, однако представитель Общества в судебное заседание не явился, поэтому жалоба рассмотрена в его отсутствие.

В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы Инспекции, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, установила следующее.

Согласно письму-сообщению от 04.06.03 N 10-03/9159 Инспекция, проверив в камеральном порядке декларацию Общества по НДС за февраль 2003 года, вменила ему в вину нарушение пункта 2 статьи 171 и пункта 1 статьи 172 НК РФ, повлекшее неправомерный вычет 20450 рублей НДС по основным средствам, ввезенным на территорию Российской Федерации в таможенном режиме временного ввоза. По мнению налогового органа, вычет уплаченных в этом случае сумм НДС “производится в полном объеме после принятия на учет основных средств, то есть после постановки их на учет лишь на счете 01 “Основные средства“, а Общество поставило ввезенные основные средства на забалансовый счет 001 “Арендованные основные средства“.

Принятым по результатам проверки решением от 20.06.03 N 10-03/1370 Инспекция уменьшила на 20450 рублей сумму НДС, подлежащую возмещению за февраль 2003 года, и предложила Обществу внести необходимые исправления в бухгалтерский
учет (пункты 2 - 3 решения), отказав в привлечении его к налоговой ответственности, ссылаясь на наличие переплаты в бюджет (пункт 1 решения).

Кассационная инстанция считает, что суд первой инстанции обоснованно признал недействительными пункты 2 и 3 названного решения, которые не соответствуют нормам главы 21 Налогового кодекса и нарушают права Общества.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в порядке статьи 166 названного Кодекса, на установленные этой статьей налоговые вычеты. При этом вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в строго определенных таможенных режимах, в том числе в режиме временного ввоза, и в отношении товаров, приобретаемых для перепродажи либо для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса.

Порядок применения налоговых вычетов установлен в статье 172 НК РФ. В силу пункта 1 названной нормы налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 этого же Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. При этом вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 НК РФ, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных этой статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.

Вместе с тем из абзаца 3 пункта 1 статьи 172 НК
РФ следует, что вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении либо уплаченных при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации основных средств и (или) нематериальных активов, указанных в пунктах 2 и 4 статьи 171 НК РФ, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств и (или) нематериальных активов.

Таким образом, в силу названных норм вычет сумм НДС, фактически уплаченных в составе таможенных платежей при ввозе основных средств на территорию Российской Федерации в таможенном режиме временного ввоза, производится после принятия этих основных средств на учет.

Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации установлены в Положении по бухгалтерскому учету “Учет основных средств“ ПБУ 6/01, утвержденном приказом Минфина РФ от 30.03.01 N 26н (далее - ПБУ 6/01). Согласно названному Положению при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:

а) использование в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

б) использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

в) организацией не предполагается последующая перепродажа этих активов;

г) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

При этом согласно Инструкции N 94н, также утвержденной Минфином РФ, Счет 01 “Основные средства“ предназначен для обобщения информации о наличии и движении основных средств организации (то есть принадлежащих на праве собственности), находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, доверительном управлении, а Счет 001 “Арендованные основные средства“ предназначен для обобщения информации о наличии и движении основных средств, арендованных организацией.

В данном случае Инспекция не
оспаривает, что Общество уплатило в составе таможенных платежей 20450 рублей НДС при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном режиме временного ввоза оборудования, поставленного в феврале 2003 года на учет на счете 001 “Арендованные основные средства“. Согласно имеющимся в материалах дела договорам и соглашениям (листы дела 49 - 90) собственником этого оборудования является фирма “К.Г.Ф. конфекшун акцеболаг“ (Швеция), которая предоставила его Обществу для швейного производства в безвозмездное пользование сроком на два года, что соответствует установленным ПБУ 6/01 и Инструкцией N 94н требованиям для отражения ввезенного в таможенном режиме временного ввоза оборудования на счете 001 “Арендованные основные средства“.

При таких обстоятельствах у Инспекции отсутствовали основания для отказа Обществу в вычете 20450 рублей НДС, фактически уплаченных им при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном режиме временного ввоза оборудования, которое правомерно принято им на учет в феврале 2003 года.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции, доводы которой направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не соответствует полномочиям кассации, а решение суда считает законным и обоснованным.

Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Псковской области от 22.12.03 по делу N А52/3050/03/2 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Великие Луки - без удовлетворения.

Председательствующий

ТРОИЦКАЯ Н.В.

Судьи

КОРАБУХИНА Л.И.

ЛОМАКИН С.А.