Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 19.03.2004 N А09-11565/03-15 Действующим законодательством не предусмотрена обязанность восстановления НДС при переходе на упрощенную систему налогообложения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 19 марта 2004 г. Дело N А09-11565/03-15“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции МНС России N 3 по Брянской области на Решение от 27.11.2003 Арбитражного суда Брянской области по делу N А09-11565/03-15,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция МНС России N 3 по Брянской области обратилась в арбитражный суд с требованием о взыскании с общества с ограниченной ответственностью “Весна“ (далее по тексту - ООО “Весна“) штрафных санкций в сумме 4769 руб.

Общество с ограниченной ответственностью “Весна“ предъявило встречный иск о признании недействительным Решения Межрайонной инспекции МНС России
N 3 по Брянской области от 11.04.2003 N 59 в части доначисления обществу налога на добавленную стоимость в сумме 23357 руб. и применения налоговых санкций в размере 4672 руб. (с учетом уточненных требований).

Решением Арбитражного суда Брянской области от 27.11.2003 заявленные требования удовлетворены частично. С ООО “Весна“ в доход бюджета взыскан штраф в сумме 97 руб. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.

Встречные требования удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Межрайонная инспекция МНС России N 3 по Брянской области просит решение суда в части признания недействительным Решения инспекции от 11.04.2003 N 59 о доначислении НДС в сумме 23357 руб. и применения штрафа в сумме 4672 руб. и в части отказа Межрайонной инспекции МНС России N 3 по Брянской области во взыскании с ООО “Весна“ штрафных санкций в сумме 4672 руб. отменить как принятое с нарушением норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя налоговой инспекции, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией МНС России N 3 по Брянской области проведена камеральная проверка представленных ООО “Весна“ налоговых деклараций и документов, подтверждающих правильность исчисления налога на добавленную стоимость за 4 квартал 2002 г., январь 2003 г., налога с продаж за декабрь 2003 г. По результатам проверки инспекцией принято Решение от 11.04.2003 N 59, в соответствии с которым обществу доначислен налог на добавленную стоимость в сумме 23843 руб., пеня за несвоевременную его уплату в размере 1123 руб. и применены штрафные санкции по п.
1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату НДС в сумме 4769 руб.

Основанием для доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 23357 руб., применения штрафа в размере 4672 руб. послужил вывод инспекции об обязанности ООО “Весна“ восстановить и уплатить в бюджет за 4 квартал 2002 г. суммы налога на добавленную стоимость по не реализованным товарно-материальным ценностям и основным средствам в доле недоамортизированной стоимости имущества, предъявленные обществом к вычету в период нахождения на общепринятой системе налогообложения, в связи с тем, что ООО “Весна“ с 01.01.2003 перешло на упрощенную систему налогообложения и, как следствие, не являлось плательщиком НДС.

Доначисление же НДС в сумме 486 руб. и применение штрафных санкций в размере 97 руб. произведено Межрайонной инспекцией МНС России N 3 по Брянской области в связи с необоснованным, по мнению налогового органа, предъявлением ООО “Весна“ к вычету сумм налога на добавленную стоимость в 4 квартале 2002 г. по горюче-смазочным материалам, приобретенным за наличный расчет на автозаправочных станциях, при отсутствии счетов-фактур.

Поскольку в добровольном порядке общество штрафные санкции не уплатило, Межрайонная инспекция МНС России N 3 по Брянской области обратилась в суд с настоящим заявлением.

Вывод суда о признании недействительным Решения инспекции от 11.04.2003 N 59 о доначислении НДС в сумме 23357 руб. и применении штрафа в сумме 4672 руб. и об отказе Межрайонной инспекции МНС России N 3 по Брянской области во взыскании с ООО “Весна“ штрафных санкций в сумме 4672 руб. кассационная инстанция считает правильным, исходя из следующего.

В соответствии с п. 2 ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации применение упрощенной системы налогообложения предусматривает замену уплаты
ряда налогов, в том числе и налога на добавленную стоимость, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период.

Как усматривается из материалов дела и не оспаривается налоговым органом, ООО “Весна“ до перехода на упрощенную систему налогообложения уплачен и обоснованно в порядке ст. 171 НК РФ предъявлен к возмещению из бюджета налог на добавленную стоимость по приобретенным основным средствам и товарно-материальным ценностям.

В соответствии с п. 3 ст. 170 НК РФ возмещенные из бюджета суммы налога на добавленную стоимость подлежат восстановлению в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 170 НК РФ, в частности, приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения); приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации; приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, лицами, не являющимися налогоплательщиками в соответствии с настоящей главой либо освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате налога; приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации (передаче) которых не признаются реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с п. 2 ст. 146 настоящего Кодекса.

Обязанность же восстановления налога на добавленную стоимость при переходе на упрощенную систему налогообложения п.
2 ст. 170 НК РФ не предусмотрена.

При таких обстоятельствах законных оснований для доначисления ООО “Весна“ с недоамортизируемой части основных средств и товарно-материальных ценностей налога на добавленную стоимость, правомерно возмещенного обществом в период нахождения его на общепринятой системе налогообложения, и применения штрафных санкций за его неуплату у Межрайонной инспекции МНС России N 3 по Брянской области не имелось.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом судебного разбирательства при разрешении спора по существу, им дана правильная правовая оценка.

В необжалуемой части решение суда также является законным и обоснованным.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 27.11.2003 Арбитражного суда Брянской области по делу N А09-11565/03-15 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции МНС России N 3 по Брянской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.