Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 12.02.2004 N А09-9740/03-12 Управление Федеральной службы налоговой полиции РФ как налоговый агент, удерживающий у своих сотрудников налог на доходы физических лиц, обязано в соответствии с действующим налоговым законодательством представлять в налоговые органы по месту своего учета сведения о доходах своих сотрудников.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 12 февраля 2004 г. Дело N А09-9740/03-12“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции МНС РФ N 10 по Брянской области на Решение Арбитражного суда Брянской области от 14.11.2003 по делу N А09-9740/03-12,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы налоговой полиции по Брянской области обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными Решения Межрайонной инспекции МНС РФ N 10 по Брянской области от 31.07.2003 N 368/09 и Решения Управления МНС РФ по Брянской области от 05.09.2003.

Решением Арбитражного суда Брянской области от 14.11.2003 признано незаконным Решение
Межрайонной инспекции МНС РФ N 10 по Брянской области от 31.07.2003 N 368/09. В части признания незаконным Решения Управления МНС РФ по Брянской области от 05.09.2003 дело прекращено.

В апелляционную инстанцию решение суда не обжаловалось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией МНС РФ N 10 по Брянской области проведена выездная налоговая проверка соблюдения налогового законодательства Управлением Федеральной службы налоговой полиции по Брянской области, по результатам которой составлен акт от 11.07.2003 N 368/09 и принято Решение от 31.07.2003 N 368/09 о привлечении налоговой полиции к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ, в виде взыскания 15250 руб. штрафа за непредставление в установленный срок налоговым агентом сведений за 2002 г. о доходах 305 физических лиц.

Считая, что сведения о доходах сотрудников органа налоговой полиции являются государственной тайной, поэтому не должны представляться в налоговый орган, Управление Федеральной службы налоговой полиции по Брянской области обратилось с заявлением в суд.

Согласно пп. 4 п. 3 ст. 24 Налогового кодекса РФ налоговые агенты обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на налогового агента обязанностей он несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ст. 24 Кодекса).

Статьей 230 Налогового кодекса РФ установлено, что налоговые агенты представляют
в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов.

Согласно ст. 207 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Таким образом, сотрудники органов налоговой полиции являются плательщиками налога на доходы физических лиц, следовательно, УФСНП по Брянской области как налоговый агент, удерживающий у своих сотрудников названный налог, обязан в соответствии с действующим налоговым законодательством представлять в налоговые органы по месту своего учета сведения о доходах своих сотрудников.

В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что данные сведения являются секретными.

Суд не учел также, что сведения, составляющие государственную тайну, представляются в налоговые органы в особом порядке, обеспечивающем сохранность государственной тайны. Закон РФ от 21.07.93 N 5485-1 “О государственной тайне“ не содержит положений, позволяющих органам налоговой полиции не представлять в налоговые органы по месту учета сведения о доходах физических лиц - налогоплательщиков.

На основании ст. 21 Закона Российской Федерации от 21.07.93 N 5485-1 “О государственной тайне“ и в соответствии с положениями Инструкции
“О порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне“ (утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28.10.95 N 1050) в обязательном порядке должны быть оформлены допуски соответствующей формы на сотрудников налоговых органов, которые работают с секретной информацией, и надлежащим образом оборудованы помещения для хранения такой информации.

В соответствии со ст. 27 Закона РФ от 21.07.93 N 5485-1 “О государственной тайне“ допуск организации к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется путем получения ими лицензии на проведение таких работ.

В материалах дела имеются сведения о том, что Управление МНС РФ по Брянской области имеет лицензию на право осуществления работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, от 06.01.2000 N 130, выданную Управлением ФСБ по Брянской области, и до УФСНП по Брянской области доведен порядок приема указанной информации за 2002 г.

Судом также не дана оценка тому, сведения о доходах каких сотрудников (вольнонаемных или аттестованных) не были представлены в налоговый орган, уполномоченным ли налоговым органом проводилась проверка и принималось решение по акту проверки.

Учитывая, что решение арбитражного суда принято без учета и оценки фактических обстоятельств дела, имеющих значение для правильного разрешения спора, оно подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.

Прекращая производство по делу в части признания незаконным Решения Управления МНС РФ по Брянской области от 05.09.2003, суд необоснованно посчитал, что данное решение не является ненормативным актом.

В соответствии со ст. ст. 4, 29, 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных
органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статьи 137 и 138 Налогового кодекса РФ предусматривают право налогоплательщика на судебное обжалование акта налогового органа, при применении которых необходимо исходить из того, что под актом ненормативного характера, который может быть оспорен в арбитражном суде путем предъявления требования о признании акта недействительным, понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика.

Как следует из материалов дела, УФСНП по Брянской области обратилось в суд с заявлением о признании недействительным Решения Управления МНС РФ по Брянской области от 05.09.2003, где налоговый орган информировал заявителя о результатах рассмотрения жалобы председателя ликвидационной комиссии УФСНП по Брянской области и указал на правомерность применения к нему Межрайонной инспекцией МНС РФ N 10 по Брянской области штрафа по п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ, применение которого, по мнению заявителя, не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы.

Решение от 05.09.2003 содержит волеизъявление государственного органа, адресовано конкретному лицу, подписано руководителем Управления МНС РФ по Брянской области, поэтому соответствует понятию ненормативного акта государственного органа.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное.

Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст. ст. 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 14.11.2003 Арбитражного суда Брянской
области по делу N А09-9740/03-12 отменить и дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда в ином судебном составе.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.