Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.04.2004 N А42-8707/03-8 Поскольку трудовые отношения, возникающие в результате избрания или назначения на должность, в соответствии с ТК РФ характеризуются как трудовые отношения на основании трудового договора, а из материалов дела о взыскании с ООО, не имеющего наемных работников, штрафа за непредставление расчетной ведомости по средствам социального страхования не усматривается, имеется ли у общества директор, принятое по делу решение подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 апреля 2004 года Дело N А42-8707/03-8“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А., судей Хохлова Д.В., Бухарцева С.Н., рассмотрев 13.04.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Мурманского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Мурманской области от 15.01.04 по делу N А42-8707/03-8 (судья Хамидуллина Р.Г.),

УСТАНОВИЛ:

Мурманское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью “Октай“ (далее - ООО “Октай“) 1000 руб. штрафа, предусмотренного за непредставление расчетной ведомости по средствам социального страхования за второй
квартал 2003 года.

Решением суда от 15.01.04 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе фонд просит отменить принятый по делу судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, в действиях ответчика имеется состав правонарушения, предусмотренный пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“ (далее - Закон от 24.07.98 N 125-ФЗ) и статьей 20 Федерального закона от 08.02.03 N 25-ФЗ “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год“. Фонд считает, что обязанность представлять расчетную ведомость не ставится законодателем в зависимость от наличия базы для начисления страховых взносов и обязанности по их уплате.

Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, ООО “Октай“ 11.03.01 зарегистрировано в качестве страхователя в филиале N 1 фонда, регистрационный номер 5101015455 (лист дела 9). Фондом проведена камеральная проверка своевременности представления ООО “Октай“ расчетной ведомости по средствам социального страхования за первое полугодие 2003 года. В ходе проверки установлено, что ответчик в установленный законом срок, до 15.07.03, расчетную ведомость за второй квартал 2003 года не представил, о чем составлен акт камеральной проверки от 07.08.03 N 570 (лист дела 10). На основании указанного акта отделение фонда вынесло решение от 22.09.03 N 570 о привлечении страхователя к ответственности в виде взыскания 1000 руб. штрафа за нарушение установленного
срока представления расчетной ведомости по средствам социального страхования. Ответчику также предложено уплатить штрафные санкции в добровольном порядке в десятидневный срок со дня получения решения (лист дела 13). Поскольку ответчик в добровольном порядке штраф не уплатил, фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ страхователь обязан вести учет начисления и перечисления страховых взносов и производимых им страховых выплат, обеспечить сохранность имеющихся у него документов, являющихся основанием для обеспечения по страхованию, и представлять страховщику отчетность по установленной страховщиком форме. Пунктом 13 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184, установлена обязанность страхователей ежеквартально составлять отчетность по средствам на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по форме, утверждаемой страховщиком, и представлять ее страховщику в установленный им срок. Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 06.12.01 N 122 утверждена форма расчетной ведомости по средствам фонда, которая составляется страхователями и представляется ежеквартально нарастающим итогом до 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Согласно статье 20 Федерального закона от 08.02.03 N 25-ФЗ “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год“ страхователи ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представляют в исполнительные органы Фонда по месту своей регистрации отчетность по форме, установленной Фондом. Нарушение установленного срока представления или непредставление страхователями установленной отчетности влечет взыскание штрафа в размере 1000 рублей.

Факт нарушения страхователем срока представления расчетной ведомости за второй квартал
2003 года установлен фондом, подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком.

Кассационная коллегия считает ошибочным вывод суда первой инстанции относительно отсутствия у ответчика обязанности по представлению расчетной ведомости в силу того, что последний не является работодателем.

В соответствии со статьей 3 Закона от 24.07.98 N 125-ФЗ страхователем является юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 5 данного Федерального закона. Названный пункт 1 статьи 5 закона определяет перечень лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию: “физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем“;... “физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы“.

Из приведенных норм следует, что возникновение обязанности направлять страховщику сведения по средствам социального страхования законодатель связывает с моментом установления страхователем трудовых или гражданско-правовых правоотношений с работником.

Согласно статье 11 Федерального закона от 08.02.98 N 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью“ решение об учреждении общества с ограниченной ответственностью может быть принято как одним лицом, так и группой лиц. В силу статей 32 и 40 данного закона если учредителем выступает одно лицо при создании общества, является его участником, то им может быть принято и решение о назначении единоличного исполнительного органа. Согласно статье 16 Трудового кодекса Российской Федерации этой норме трудовые отношения, которые
возникают в результате избрания или назначения на должность, характеризуются как “трудовые отношения на основании трудового договора“. Из материалов дела не видно, имеется ли у общества директор. Кроме того, отсутствие у ООО “Октай“ наемных работников в первом квартале 2003 года не свидетельствует об отсутствии наемных работников у общества во втором квартале 2003 года. Указанные обстоятельства должны быть исследованы судом при новом рассмотрении дела.

В соответствии со статьей 34.1 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда законодательством о налогах и сборах на органы государственных внебюджетных фондов возложены обязанности по налоговому контролю, эти органы пользуются правами и исполняют обязанности налоговых органов, предусмотренные Кодексом. При этом “должностные лица органов государственных внебюджетных фондов несут обязанности, предусмотренные статьей 33 Кодекса“.

Согласно статье 8 Федерального закона от 11.02.2002 N 17-ФЗ “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год“ взыскание штрафов осуществляется исполнительными органами фонда в порядке, установленном частью первой Налогового кодекса Российской Федерации для применения мер ответственности за налоговые правонарушения. Статьей 8 Федерального закона от 08.02.03 N 25-ФЗ “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год“ действие частей первой, второй и четвертой статьи 8 Федерального закона от 11.02.02 N 17-ФЗ “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год“ продлено на 2003 год. Таким образом, взыскание штрафов осуществляется исполнительными органами Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, установленном частью первой Налогового кодекса Российской Федерации для применения мер ответственности за налоговые правонарушения.

Как следует из пункта 1 статьи 10 и пункта 1 статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик может быть привлечен к налоговой ответственности за
совершение налогового правонарушения только по основаниям, предусмотренным главой 16 Кодекса, и в порядке, установленном главами 14 и 15 названного Кодекса, а налоговый орган обязан соблюдать этот порядок при осуществлении производства по делу о налоговом правонарушении.

Статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен общий порядок привлечения налогоплательщика (плательщика сбора или налогового агента) к налоговой ответственности, который отделение фонда обязано соблюдать при выявлении им правонарушения в ходе осуществления налогового контроля в любой предусмотренной статьей 82 Кодекса форме. Вместе с тем согласно подпунктам 7 и 9 пункта 1 статьи 21 и подпункту 7 пункта 1 статьи 32 Кодекса налоговый орган (в данном случае - отделение фонда) обязан направить налогоплательщику (обществу) копию акта проверки, а последний вправе представить пояснения либо возражения по акту проведенной проверки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации о времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган (отделение фонда) извещает налогоплательщика (общество) заблаговременно, причем независимо от представления или непредставления налогоплательщиком (обществом) возражений по акту проверки. Только в случае если, несмотря на извещение, налогоплательщик не явился, материалы проверки, включая представленные им возражения, объяснения, другие документы и материалы, рассматриваются в его отсутствие.

Соблюдение фондом требований пункта 1 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации судом первой инстанции также не исследовалось.

Поскольку суд не выяснил указанные обстоятельства, решение Арбитражного суда Мурманской области от 15.01.04 подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 15.01.04 по делу N А42-8707/03-8
отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Председательствующий

КОРПУСОВА О.А.

Судьи

ХОХЛОВ Д.В.

БУХАРЦЕВ С.Н.