Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 16.11.2004 N Ф03-А73/04-1/3348 На органы исполнительной власти субъекта Федерации возложена обязанность предусматривать при формировании бюджета на соответствующий год за счет соответствующих доходов выделение средств на компенсацию затрат, связанных с предоставлением субсидий гражданам.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 16 ноября 2004 года Дело N Ф03-А73/04-1/3348“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2004 года. Полный текст постановления изготовлен 16 ноября 2004 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Хабаровского края на решение от 12.03.2004, постановление от 25.06.2004 по делу N А73-172/2004-22 (АИ-1/442) Арбитражного суда Хабаровского края по иску муниципального унитарного предприятия г. Хабаровска “Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам“ к Министерству финансов РФ, Министерству финансов Хабаровского края, Финансовому департаменту Администрации г. Хабаровска о взыскании 29835538,26 руб.

Муниципальное унитарное предприятие “Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам“ г. Хабаровска обратилось
в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству финансов РФ, Министерству финансов Хабаровского края, Финансовому департаменту Администрации г. Хабаровска о взыскании 29835538,26 руб. убытков, понесенных в связи с предоставлением в период 2000 - 2002 годов населению субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с ФЗ “Об основах федеральной жилищной политики“ N 4218-1 от 24.12.1992, уменьшив требования до вынесения решения до 16931293,26 руб.

Решением от 12.03.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.06.2004, исковые требования МУП “Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам“ удовлетворены за счет казны Хабаровского края в лице Министерства финансов Хабаровского края в сумме 13601343,17 руб.

В остальной части иска за период с сентября по декабрь 2000 года отказано за недоказанностью истцом неполучения возмещения на эти цели в этот период из бюджета г. Хабаровска.

Законность принятых по делу судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе Министерства финансов Хабаровского края.

В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что суд неверно истолковал положения Федерального закона “Об основах федеральной жилищной политики“ и Постановления Правительства РФ от 02.08.1999 N 887, поскольку они не устанавливают источника финансирования указанных расходов.

Обращает внимание суда кассационной инстанции на то, что в соответствии со статьей 85 Бюджетного кодекса РФ обеспечение социальной защиты населения отнесено к сфере совместного финансирования бюджетами всех уровней системы, и на отсутствие надлежащего законодательного урегулирования расходных полномочий между уровнями бюджета в нарушение указанной нормы права.

Считает, что обязанность финансирования указанных государственных полномочий из федерального бюджета установлена и статьями 84, 130 БК РФ.

Представители истца, Министерства
финансов РФ, Финансового департамента Администрации г. Хабаровска выразили согласие с принятыми по делу судебными актами и просили оставить их без изменения.

Судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа, рассмотрев материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы и выслушав представителей сторон, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых решения и постановления в связи со следующим.

Как следует из материалов дела и установлено судом, МУП “Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам“ в период 2001 - 2002 г.г. в силу Закона РФ “Об основах жилищной политики в РФ“ при осуществлении расчетов за коммунальные услуги предоставляло субсидии пожилым гражданам, малообеспеченным семьям, проживающим в г. Хабаровске.

Ввиду отказа в компенсации ответчиками выпадающих доходов в полной сумме предоставленных указанным категориям граждан субсидий за этот период истец обратился с настоящим иском в суд.

При рассмотрении спора суд исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.

Так, статьей 15 ФЗ “Об основах федеральной жилищной политики“ от 24.12.1992 N 4218-1 определено, что органы государственного управления, местная администрация предоставляют гражданам субсидии, обеспечивающие оплату жилья в пределах социальной нормы площади, услуг, с учетом совокупности дохода семьи, действующих льгот и бюджета.

Источники финансирования субсидий определяются Правительством РФ. В соответствии с п. 1 Положения о представлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг (утверждено Постановлением Правительства РФ от 02 августа 1999 года N 887) субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг представляются гражданам органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В этих целях в пункте 6 “г“ Постановления Правительства от 02 августа 1999 года N 887 данным органам рекомендовано предусматривать
при формировании на основе действующей бюджетной классификации расходных статей бюджетов соответствующего уровня выделение средств на компенсацию затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий, что не противоречит ст. 72 Конституции РФ, которой соцзащита населения отнесена к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а также ст. 85 БК РФ, предусматривающей совместное финансирование расходов на обеспечение соцзащиты населения из бюджетов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

В развитие данных положений органами государственной власти Хабаровского края был принят ряд нормативно-правовых актов, определяющих источник финансирования рассматриваемых расходов - краевой бюджет, в частности постановления главы Администрации Хабаровского края N 327 от 29.09.1994 “О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг на территории Хабаровского края“, N 286 от 03.08.2000 “О результатах реформы жилищно-коммунального хозяйства и ее влияния на улучшение финансово-экономической ситуации в крае“.

В соответствии со статьей 59 ФЗ “О федеральном бюджете на 2002 год“ сформирован Фонд софинансирования социальных расходов, в котором предусмотрены дотации на частичное возмещение консолидированным бюджетам субъектов Федерации названных расходов.

Постановлением Правительства РФ от 27.05.2002 N 354 утверждены Правила предоставления в 2002 году дотаций из Фонда софинансирования социальных расходов на частичное возмещение расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, связанных с предоставлением населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.

В 2002 году дотации из Фонда софинансирования социальных расходов выделялись в бюджеты субъектов РФ в пределах общего размера средств, предусмотренных в фонде, исходя из среднего уровня дотаций возмещения расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на предоставление субсидий населению на оплату жилья и коммунальных услуг в размере 20%, установленного ст. 59 Закона РФ “О федеральном бюджете на
2002 год“.

Приложением N 1 к Постановлению Правительства РФ от 27.05.2002 N 354 установлен уровень дотаций субъекту на выплату субсидий населению исходя из уровня бюджетной обеспеченности и соотношения расходов на жилищно-коммунальные услуги и доходов населения по соответствующим субъектам Российской Федерации.

На основании ФЗ “О федеральном бюджете на 2002 год“ и Постановления Правительства Российской Федерации от 27.05.2002 N 354 Хабаровскому краю направлены денежные средства из федерального бюджета на финансирование расходов, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату коммунальных услуг, в размере 20,7% (85045300 руб.) от начисленных субсидий (417 млн. руб.), которые субъектом РФ распределены между муниципальными образованиями.

Поскольку указанными нормативными актами установлено только частичное возмещение из федерального бюджета расходов на предоставление субсидий населению, поэтому Постановлением Правительства РФ от 02.08.1999 N 887 на органы исполнительной власти субъекта РФ возложена обязанность предусматривать при формировании бюджета на соответствующий год за счет соответствующих доходов выделение средств на компенсацию затрат, связанных с предоставлением субсидий гражданам.

Как правильно установлено судом, доказательств того, что муниципальное образование г. Хабаровск ненадлежащим образом распорядилось денежными средствами, поступившими из бюджета края для выплат субсидий, в материалах дела не имеется.

При таких обстоятельствах суд в соответствии с п. 2 ст. 49 ФЗ “Об общих принципах местного самоуправления в РФ“ обоснованно освободил муниципальное образование г. Хабаровск от ответственности.

Таким образом, суд правомерно взыскал с казны Хабаровского края истцу убытки, возникшие у него вследствие предоставления льгот малообеспеченным гражданам по оплате жилья и коммунальных услуг за 2001 - 2002 годы, отказав истцу во взыскании убытков за 2000 год, поскольку они были возмещены истцу из бюджета г. Хабаровска.

Поскольку судебные акты приняты Арбитражным судом
Хабаровского края в соответствии с процессуальными и материальными нормами, всем обстоятельствам, изложенным в кассационной жалобе, дана надлежащая оценка, поэтому оснований для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 12.03.2004 и постановление от 25.06.2004 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-172/2004-22 (АИ-1/442) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.