Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 12.10.2004 N Ф03-А73/04-1/2848 Правомерно удовлетворен иск о взыскании задолженности по оплате потребленной тепловой энергии за счет ответчика-учреждения при недостаточности у него денежных средств за счет средств казны субъекта РФ, поскольку факт задолженности подтвержден имеющимися в деле доказательствами.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 12 октября 2004 года Дело N Ф03-А73/04-1/2848“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 05.10.2004. Полный текст постановления изготовлен 12.10.2004.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства здравоохранения Хабаровского края на решение от 12.04.2004, постановление от 26.07.2004 по делу N А73-12639/2003-35 (АИ-1/569) Арбитражного суда Хабаровского края по иску открытого акционерного общества энергетики и электрификации “Хабаровскэнерго“ к государственному образовательному учреждению “Николаевское-на-Амуре медицинское училище коренных народов Севера“, Финансовому отделу Администрации г. Николаевска-на-Амуре и Николаевского района о взыскании 263142 руб. 78 коп.

Открытое акционерное общество энергетики и электрификации (далее - ОАО) “Хабаровскэнерго“ обратилось в Арбитражный
суд Хабаровского края с иском к государственному образовательному учреждению “Николаевское-на-Амуре медицинское училище коренных народов Севера“ (далее - Училище), Финансовому отделу Администрации г. Николаевска-на-Амуре и Николаевского района (далее - Финансовый отдел) о взыскании 263142 руб. 78 коп. задолженности по оплате потребленной тепловой энергии в период октябрь - ноябрь 2003 года.

В соответствии со ст. 46 АПК РФ к участию в деле другими ответчиками привлечены: муниципальное образование г. Николаевска-на-Амуре и Николаевского района в лице Финансового отдела, Министерство финансов, Министерство имущественных отношений и Министерство здравоохранения Хабаровского края.

Решением от 12.04.2004 иск удовлетворен в полном объеме за счет Училища, при недостаточности у ответчика денежных средств они подлежат взысканию с Министерства здравоохранения Хабаровского края за счет средств казны Хабаровского края. В иске к муниципальному образованию г. Николаевска-на-Амуре и Николаевского района отказано. Производство по делу в отношении других ответчиков прекращено на основании п. 4 ч. 1 ст. 150 АПК РФ в связи с отказом истца от иска, принятого судом.

Постановлением апелляционной инстанции от 26.07.2004 решение суда первой инстанции изменено в части размера долга. Требование истца удовлетворено в сумме 178557 руб. 42 коп. В остальном судебное решение оставлено без изменения.

Министерство здравоохранения Хабаровского края, не соглашаясь с судебными актами в части возложения на министерство субсидиарной ответственности, в кассационной жалобе просит их отменить. По мнению заявителя, надлежащим ответчиком по делу является Финансовый отдел, поскольку финансирование расходов Училища по коммунальным услугам было передано бюджету муниципального образования, за счет средств которого подлежали оплате оказанные истцом услуги.

Министерство финансов Хабаровского края в отзыве доводы кассационной жалобы поддержало, указывая на незаконность и необоснованность обжалуемых судебных актов.

От других
участвующих в деле лиц отзывы не поступили.

В заседании суда кассационной инстанции представитель ОАО “Хабаровскэнерго“, возражая против доводов заявителя, просил в удовлетворении жалобы отказать.

Представители Министерства здравоохранения и Министерства финансов Хабаровского края дали пояснения, соответствующие тексту жалобы и отзыва на нее.

Представители других ответчиков, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в заседание суда не явились.

Проверив в обжалованной части законность решения от 12.04.2004 и постановление от 26.07.2004, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что основания для отмены судебных актов, предусмотренные ст. 288 АПК РФ, отсутствуют.

Как следует из материалов дела, 01.01.2003 между ОАО “Хабаровскэнерго“ (энергоснабжающая организация) и Училищем (абонент) заключен договор N 64 на отпуск тепловой энергии в горячей воде.

По условиям договора энергоснабжающая организация приняла на себя обязательство подавать тепловую энергию абоненту, который обязался оплачивать принятую энергию в объеме, сроки и порядке, предусмотренные договором.

Во исполнение обязательства ОАО “Хабаровскэнерго“ в рассматриваемый период осуществляло подачу тепловой энергии, которую абонент в полном объеме не оплатил.

При рассмотрении дела арбитражным судом установлено, что задолженность, в отношении которой возник спор, образовалась в связи с недостаточным бюджетным финансированием Училища, которое не имело собственных средств для оплаты коммунальных услуг в спорный период.

Данный факт подтверждается представленными в деле доказательствами и сторонами не оспаривается.

В соответствии с п. 9 ст. 39 Закона РФ “Об образовании“ образовательное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных средств ответственность по его обязательствам несет собственник имущества, закрепленного за образовательным учреждением.

Субсидиарная ответственность собственника имущества учреждения при недостаточности у него денежных средств предусмотрена и ст. 120 ГК РФ.

Исследовав учредительный документ Училища - устав,
арбитражный суд пришел к правильному выводу о том, что Училище находится в государственной собственности Хабаровского края и его учредителями выступили Министерство здравоохранения и Министерство имущественных отношений Хабаровского края.

Согласно Положению о Министерстве здравоохранения Хабаровского края, утвержденному постановлением губернатора Хабаровского края от 14.01.2002 N 11, министерство является юридическим лицом, а также распорядителем финансовых средств, выделяемых на развитие отрасли.

Финансирование деятельности Училища его учредителями за счет средств краевого бюджета предусмотрено в разделе 3 устава.

Между тем, как установлено судебными инстанциями, средства краевого бюджета на финансирование расходов по оплате тепловой энергии в 2001 году Училищу не выделялись, а поступившие денежные средства из местного бюджета были недостаточны для исполнения обязательств по договору.

При таких обстоятельствах арбитражный суд правомерно, руководствуясь ст. 120 ГК РФ, ст. 39 ФЗ “Об образовании“, ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, возложил на Министерство здравоохранения Хабаровского края ответственность по долгам Училища, которую он несет с основным должником субсидиарно.

Доводы заявителя о передаче расходов на финансирование коммунальных услуг муниципальному образованию и предоставлении ему дотаций из краевого бюджета во внимание не принимаются.

Передача расходов краевого бюджета на содержание находящихся в ведении краевых органов государственной власти учреждений допускается путем внесения соответствующих норм в закон о бюджете на очередной финансовый год (ст. 130 БК РФ, ст. 105 БК Хабаровского края). Поскольку в Законе о бюджете на 2003 год такие нормы не предусмотрены, ссылка заявителя на постановление главы Администрации Хабаровского края от 08.02.1999 N 55 в обоснование правомерности передачи финансирования расходов по коммунальным услугам Училища бюджету муниципального образования неосновательна.

Что касается финансовой помощи из краевого бюджета, то, как видно из представленных в деле платежных
поручений (л. д. 107 - 109, т. 1), она была предоставлена на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципального образования, что в силу ст. 139 БК РФ осуществляется с целью обеспечения финансирования минимальных государственных социальных стандартов, ответственность за финансирование которых возложена на органы местного самоуправления.

С учетом изложенного факт частичного финансирования расходов, связанных с предоставлением Училищу коммунальных услуг, из средств местного бюджета не может быть признан правовым основанием для возложения на муниципальное образование субсидиарной ответственности.

Поскольку нарушений норм материального и процессуального права арбитражным судом не допущено, судебные акты в обжалованной части соответствуют установленным судом обстоятельствам и имеющимся в деле обстоятельствам, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление от 26.07.2004 по делу N А73-12639/2003-35 (АИ-1/569) Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.