Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 15.09.2004 N Ф03-А51/04-2/2121 Правомерно признано недействительным уточненное решение налогового органа по реструктуризации кредиторской задолженности по налогам, поскольку оно не соответствует федеральным нормативным актам и необоснованно возлагает на заявителя обязанность по уплате задолженности по налогу на прибыль.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 15 сентября 2004 года Дело N Ф03-А51/04-2/2121“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления от 08 сентября 2004 года. Полный текст постановления изготовлен 15 сентября 2004 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Находке на решение от 18.12.2003, постановление от 19.03.2004 по делу N А51-14265/03-10-341 Арбитражного суда Приморского края по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Дальневосточная рыболовная компания“ к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Находке о признании недействительным решения от 29.07.2003 N 7.

Общество с ограниченной ответственностью “Дальневосточная
рыболовная компания“ обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным уточненного решения N 7 от 29.07.2003 Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по г. Находке к решению N 19 от 06.11.2001 “О реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом“, которым на общество возложены дополнительные обязанности по уплате задолженности по налогу на прибыль.

Решением от 18.12.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 19.03.2004, требования заявителя удовлетворены в полном объеме. Оспариваемое решение налогового органа признано недействительным как противоречащее Постановлению Правительства РФ N 1002 от 03.09.1999 “О Порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом“ и нарушающее права и законные интересы заявителя.

В кассационной жалобе инспекция по налогам и сборам просит состоявшиеся судебные акты отменить и принять новый судебный акт. По существу доводы жалобы сводятся к тому, что судом не применены нормы права, подлежащие применению, что привело, считает заявитель, к принятию неправильных решения и постановления. По мнению налогового органа, в силу норм действующего законодательства, с учетом правовой позиции, выработанной Конституционным Судом РФ, дополнительные платежи по налогу на прибыль должны включаться в суммы реструктурируемой задолженности по налогу и не подлежат списанию в составе пеней и штрафов. В связи с чем уточненное решение налогового органа, которым дополнительные платежи по налогу на прибыль исключены из графика погашения задолженности по начисленным пеням и штрафам и включены в откорректированный график погашения задолженности по налогам, является законным.

Возражений
на кассационную жалобу не поступило.

Лица, участвующие в деле, извещены в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако их представители участия в судебном заседании не принимали.

Проверив законность принятых решения и постановления апелляционной инстанции, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не установил.

Как следует из материалов дела, решением Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по г. Находке от 06.11.2001 N 19 ООО “Дальневосточная рыболовная компания“ предоставлено право на реструктуризацию задолженности по начисленным пеням и штрафам по состоянию на 01.11.2001 в сумме 4133 тысяч рублей в течение 10 лет.

29.07.2003 инспекцией по налогам и сборам принято уточненное решение N 7, которым из реструктурируемой в 2001 году задолженности по пеням и штрафам в размере 4132814 рублей выделена сумма задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль - 2346328,39 рубля и обществу предоставлено право равномерной уплаты указанной суммы в составе налогов и сборов в течение 6 лет, оставшуюся сумму задолженности по пеням и штрафам - 1786318,62 рубля обществу предложено уплачивать в течение 4 лет после погашения дополнительных платежей по налогу на прибыль.

В обоснование принятого уточненного решения налоговый орган указал, что им ошибочно в 2001 году в состав реструктурируемой задолженности по пеням и штрафам включены суммы дополнительных платежей по налогу на прибыль. В связи с чем инспекция по налогам и сборам, с учетом Письма Министерства РФ по налогам и сборам (N АС-6-29/536 от 12.05.2003), которым разъяснено, что суммы дополнительных платежей не могут квалифицироваться как пени, так как рассчитываются исходя из фактически исчисленного налога на прибыль, исключила дополнительные платежи из графиков погашения реструктурированной задолженности
по пеням и штрафам и включила в состав реструктурированной задолженности по налоговым платежам, одновременно произведя перерасчет процентов за пользование бюджетными средствами.

Удовлетворяя требования общества “Дальневосточная рыболовная компания“ о признании недействительным уточненного решения налогового органа, суд первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные в деле доказательства, пришел к обоснованному выводу о незаконности оспариваемого ненормативного акта.

В силу пунктов 2, 4 Постановления Правительства РФ от 03.09.1999 N 1002, которым утвержден Порядок проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом (далее - Порядок), решение о реструктуризации задолженности юридического лица по обязательным платежам принимается по заявлению организации. При этом реструктуризация задолженности осуществляется один раз.

Соблюдения указанных требований вышеназванного нормативного акта материалами дела не подтверждено, следовательно, принимая уточненное решение N 7, налоговый орган действовал в нарушение вышеназванного Порядка.

При этом ссылку налогового органа на п. 18 Приказа МНС РФ от 21.06.2001 N БГ-3-10/191, которым обоснованно, по мнению заявителя кассационной жалобы, руководствовался налоговый орган, принимая уточненное решение, нельзя признать состоятельной. Пунктом 18 Приказа определен порядок работы налогового органа с графиками погашения задолженности в случае уменьшения по решению суда или налогового органа суммы задолженности организации, который к правоотношениям, возникшим в рамках данного спора, не применим. Ссылка на Письмо МНС РФ от 12.05.2003 N АС-6-29/536 также необоснованна, так как указанный акт не является нормативно-правовым.

Далее, суд обеих инстанций пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое решение инспекции по налогам и сборам нарушает права и законные интересы общества “Дальневосточная рыболовная компания“.

Пунктом 5 Порядка организациям-должникам предоставлено право произвести досрочное погашение
задолженности и при этом установлен льготный порядок погашения задолженности по налогам и сборам, а также по пеням и штрафам, в случае добросовестного соблюдения условий реструктуризации задолженности.

Как усматривается из материалов дела, при принятии первоначального решения о реструктуризации от 06.11.2001 N 19 налоговым органом был составлен график погашения задолженности по начисленным пеням и штрафам, который исполнялся обществом в полном объеме. Следовательно, общество в дальнейшем имело право на списание в порядке пункта 5 Порядка оставшейся суммы задолженности по пеням и штрафам. Однако с принятием уточненного решения N 7 право на льготу по погашению задолженности в федеральный бюджет по обязательным платежам и по пеням и штрафам обществом утрачено.

Также следует отметить, что фактически принятым уточненным решением налогового органа N 7 на общество возложены дополнительные обязательства по уплате процентов с сумм задолженности по налогам и сборам, исходя из 1/10 годовой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на дату принятия первоначального решения о реструктуризации, что по расчетам общества составило 802409 рублей.

Довод заявителя жалобы о том, что в силу Разъяснений Конституционного Суда РФ дополнительные платежи должны быть включены в порядок исчисления и уплаты налога на прибыль, не могут квалифицироваться как налоговая санкция либо пеня и не подлежат списанию в составе пеней и штрафов, а включаются в суммы реструктурируемой задолженности по налогу, также не принимается судом кассационной инстанции.

На момент принятия решения налогового органа от 06.11.2001 N 19 учет начислений и оплаты дополнительных платежей по налогу на прибыль производился налоговым органом в составе пени либо штрафов. Определениями Конституционного Суда РФ N 225-О от 13.11.2001, N 5-О от 10.01.2002, на которые ссылается
заявитель кассационной жалобы, иной порядок учета дополнительных платежей при принятии решения о реструктуризации задолженности юридических лиц не установлен.

Учитывая вышеизложенное, решение суда и постановление апелляционной инстанции соответствуют закону, материалам дела и отмене не подлежат.

Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 18.12.2003, постановление апелляционной инстанции от 19.03.2004 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-14265/03-10-341 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.