Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 17.08.2004 N Ф03-А73/04-1/2296 До урегулирования федеральным законом вопроса распределения расходов между бюджетами всех уровней предоставление льгот почетным донорам должно производиться за счет средств федерального бюджета.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 17 августа 2004 года Дело N Ф03-А73/04-1/2296“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю на решение от 22.03.2004, постановление от 20.05.2004 по делу N А73-6129/2003-27 (АИ-1/463) Арбитражного суда Хабаровского края по иску открытого акционерного общества энергетики и электрификации “Хабаровскэнерго“ к Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю, Министерству финансов Хабаровского края, Финансовому управлению Администрации г. Комсомольска-на-Амуре, Отделу социальной защиты населения Администрации г. Комсомольска-на-Амуре о взыскании 82662 руб. 62 коп.

В соответствии со статьей 176
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление мотивированного постановления в полном объеме отложено до 17 августа 2004 года.

Открытое акционерное общество энергетики и электрификации “Хабаровскэнерго“ обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю, Министерству финансов Хабаровского края, Финансовому управлению Администрации г. Комсомольска-на-Амуре, Отделу социальной защиты населения Администрации г. Комсомольска-на-Амуре о взыскании 82662 руб. 62 коп., составляющих убытки, образовавшиеся в результате предоставления льгот по оплате электрической энергии лицам, награжденным знаком “Почетный донор России“, проживающим в муниципальном жилом фонде г. Комсомольска-на-Амуре за период с июля по декабрь 2002 г.

Решением суда от 22.03.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.05.2004, требования истца удовлетворены за счет Российской Федерации в лице Министерства финансов и с казны РФ взыскано 81585 руб. 12 коп.

Не согласившись с принятыми судебными актами, Министерство финансов РФ в лице УФК РФ по Хабаровскому краю обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить. Министерство финансов РФ считает ошибочным вывод судебных инстанций относительно того, что отсутствие порядка финансирования расходов по оплате коммунальных услуг почетным донорам является основанием для взыскания этих расходов за счет федерального бюджета. Учитывая, что в силу статьи 4 Закона РФ “О донорстве крови и ее компонентов“ финансирование расходов осуществляется на основе федеральных, республиканских, территориальных и местных программ, и поскольку такие не были утверждены ни Ф.И.О. то возложение обязанности по несению бремени этих расходов за счет федерального бюджета, по мнению заявителя жалоб, неправомерно. Приводит доводы о том, что удовлетворение иска о взыскании бюджетных средств противоречит ст. 239 Бюджетного кодекса
РФ, поскольку средства на реализацию ФЗ “О донорстве крови и ее компонентов“ не были предусмотрены федеральными законами о федеральном бюджете на 2001 год и 2002 год.

Законность решения и постановления суда проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 284, 286 АПК РФ.

Представители истца и Минфина Хабаровского края просили судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Как усматривается из материалов дела, ООО ЭиЭ “Хабаровскэнерго“ в период с июля по декабрь 2002 года за счет собственных средств во исполнение ФЗ “О донорстве крови и ее компонентов“ предоставило гражданам - почетным донорам, проживающим в муниципальном жилом фонде, льготы по оплате тепловой энергии в размере 50% от ее стоимости на общую сумму 81585 руб. 12 коп.

В связи с невозмещением ему этих расходов истец обратился с настоящим иском.

Согласно статье 11 Закона РФ от 09.06.1993 N 5142-1 “О донорстве крови и ее компонентов“ (с изменениями и дополнениями), граждане, награжденные знаком “Почетный донор России“, имеют право на снижение до 50% размера оплаты коммунальных услуг. При этом статьей 4 названного Закона предусмотрено, что финансирование мероприятий по развитию, организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов осуществляется на основе федеральных, республиканских, территориальных и местных программ за счет соответствующих бюджетов.

Удовлетворяя исковые требования, судебные инстанции правомерно сослались на Определение Конституционного Суда РФ от 09.04.2002 N 68-О и исходили из того, что впредь до урегулирования возникших правоотношений федеральным законом, предусматривающим распределение соответствующих расходов между бюджетами всех уровней, предоставление льгот почетным донорам должно производиться за счет средств федерального бюджета.

Указанная правовая позиция следует из положений Конституции Российской Федерации и обеспечивает реализацию
прав и законных интересов граждан и организаций.

При этом содержащиеся в п. 4 Определения положения о включении субъектами и муниципальными образованиями в своих законах (решениях) необходимых средств для финансирования льгот почетным донорам носят рекомендательный характер.

Как установлено судебными инстанциями, в Хабаровском крае и в г. Комсомольске-на-Амуре подобные программы отсутствуют, как отсутствуют в их бюджетах и соответствующие статьи расходов по компенсации предоставляемых льгот по оплате коммунальных услуг лицам, награжденным знаком “Почетный донор России“.

При этом не может быть принята ссылка заявителя кассационной жалобы на то, что ФЗ “О донорстве крови и ее компонентов“ не подлежит исполнению на основании ст. 239 БК РФ, так как средства на его реализацию не заложены в федеральном бюджете на соответствующие годы. Как указал по данному поводу Конституционный Суд Российской Федерации, пробел в законодательном урегулировании порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением лицам гарантированных ст. 11 Закона льгот, не может служить препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции РФ прав и законных интересов граждан и организаций.

В связи с изложенным кассационная инстанция считает обоснованным возмещение истцу 81585 руб. 12 коп. с Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 22.03.2004, постановление от 20.05.2004 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-6129/2003-27 (АИ-1/463) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.